Дискуссионный Петрофизический Форум - Petrophysics Forum PETROPHYSICS & INTERPRETATIONS FORUM
форум по петрофизике



Ближайшие конференции (условия участия и обзор) в разделе [РАЗНОЕ]

Полезные ссылки размещены внизу

Все посетители приглашаются к участию в обсуждениях (в форме вопросов, предложений, реплик и полемических замечаний)

 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
администратор




Зарегистрирован: 24.05.05
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.10.18 11:33. Заголовок: История библиотечных каталогов


Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. Они назывались «домами папируса» и «домами жизни». Создавались они при дворцах и храмах. Египетские фараоны придавали большое значение образованию. При раскопках над входом в одно из помещений дворца Рамзеса II археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.

Возникновение библиотек как хранилищ памятников письменности отно¬сится к III тысячелетию до нашей эры. При раскопках старых городов госу¬дарств Древнего Востока – Ассирии, Вавилонии, Урарту – археологи находят специальные помещения для хранения книг, а иногда и сами книги. Впрочем, тогдашние памятники письменности могут быть названы “книгами” весьма ус-ловно: это были глиняные черепки, свитки папируса или пергамента.
Древнейшие из известных нам сегодня библиотек существовали в районе Южного Двуречья – Шумере. Считается, что Шумер был колыбелью евразий-ской цивилизации и оттуда, видимо, происходит “все на свете”. Шумерийцы представляли собой высокоразвитую цивилизацию: они создали сеть ороси-тельных каналов, изобрели гончарный круг, колесо, плуг, парусную лодку, умели изготовлять литье из меди и бронзы. Главным природным богатством этого района была глина: из нее строили жилища, изготовляли посуду, светиль-ники и гробы. Даже человек, согласно древнему шумерийскому мифу, был со-творен из глины. Поэтому естественно, что материальными носителями знаков письменности здесь стали глиняные таблички. В большинстве своем они были небольшого размера – примерно 5 х 5 см. Знаки нанесенного на них текста ока-зываются иногда такими мелкими, что их приходится читать с помощью лупы. На сырой глиняной табличке тонким тростниковым стержнем, имевшим на сре-зе форму маленького треугольника, наносили знаки, состоящие из вертикаль-ных, горизонтальных и косых клиньев (отсюда и название системы письма – клинопись). Затем таблички обжигались для прочности.

Во второй половине III тысячелетия до нашей эры шумерийская литература была представлена разнообразными жанрами. Это были и эпические сказания в стихах, гимны богам, поучения, басни, пословицы, поговорки. Развивалась у шумерийцев и наука: среди расшифрованных табличек есть труды по сельско-му хозяйству (найден календарь землевладельца и классификация растений), математике, истории, географии (до нас дошли древнешумерийские карты). Иногда таблички использовались для записей хозяйственного характера.
Глиняных табличек было великое множество. Так, при раскопках культо-вого центра Шумера – Ура – было найдено более 20 тысяч табличек. В другом религиозном центре – Ниппуре – тоже найдено несколько тысяч табличек, раз-мещавшихся в шестидесяти двух комнатах.
Все это свидетельствует не только о наличии и распространении письмен-ности, но и о попытках собрать и сохранить памятники письма. Естественно, что исходный материал (глина) и обилие табличек требовали решить вопросы их хранения и организации. Хранились клинописные таблички в ивовых корзи-нах, каждая из которых завязывалась и снабжалась этикеткой с надписью (на-пример: “Документы, касающиеся сада”, “Тростниковая корзинка с документами, касающимися мастерской ткачей”).

Что касается организации табличек, то здесь явно существовала какая-то система. Ученый С. Крамер предполагает, что для облегчения размещения и поиска нужных материалов составлялись списки литературных произведений, сгруппированных по определенным признакам. Это предположение подтвер-ждают найденные при раскопках и расшифрованные впоследствии древние ка-талоги (один из них в настоящее время хранится в Музее Пенсильванского университета, другой – в Лувре).

Табличка размером 6,5 х 3,5 см вся покрыта клинописными значками с обеих сторон. Каждая сторона поделена на два столбца. Кроме того, каждые 10 строк текста отделены горизонтальной чертой. При расшифровке установили, что это не связный текст, а названия 62-х литературных произведений, из кото-рых 24 дошли до нас.
И все-таки назначение этой описи точно не известно, как неизвестен прин-цип расположения названий произведений в списке.
Пока о библиотеках Шумера мы знаем весьма мало, но возможно, даль-нейшие археологические раскопки и расшифровка табличек помогут нам со временем рассеять туман доисторического прошлого.
Шумерская клинопись широко распространилась по странам Ближнего Востока и Малой Азии. В эпоху расцвета древневавилонской культуры клино-пись шумеров становится международной системой письменности.


В XIX веке археологи раскопали на берегах реки Тигр столицу ассирийских царей Ниневию и обнаружили там клинописную библиотеку, учреждённую царем Ашурбанипалом. Она называлась «Дом наставлений и советов» и представляла собой огромное собрание глиняных табличек, которые по указанию царя были взяты из храмов и из домов знатных и образованных ассирийцев.

Таблички пролежали около двадцати лет в Британском музее в Лондоне. Когда ученым удалось расшифровать клинопись, стало ясно, что это целая библиотека глиняных книг. Каждая такая «книга» состояла из «листов» - табличек одинакового размера. На каждой табличке было название книги – начальные слова первой таблички, а также стоял номер «листа». Книги размещались в строгом порядке, имелись каталоги – списки с указанием названий книг и числа строк в каждой табличке. Примечательно, что эта библиотека имела тематический каталог. Все её книги были распределены по темам: история, право, астрономия, математика, медицина, легенды и мифы. В каталоге отражалось название произведения. А также комната и полка, где следовало искать нужную табличку. Там хранилось около 30 тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: «Дворец Ашшурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии». Ниневийская библиотека - самая известная древняя библиотека.
Из всех известных библиотек Древнего Востока особого внимания заслуживает Ниневийская библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала (YII в. до н. э.).
Этот царь был, видимо, большим любителем книг и знаний. Он писал о себе:
“Я, Ашшурбанипал, постиг мудрость Набу, все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть,
научился стрелять из лука, ездить на лошади и колеснице, держать вожжи..., постиг скрытые тайны искусства письма.
Я читал о небесных и земных постройках и размышлял над ними...
Я присутствовал на собраниях переписчиков...
Я решал сложные задачи с умножением и делением, которые не сразу понятны...”


Ашшурбанипал собрал в столице своего государства – Ниневии – большую библиотеку, которая являлась подлинной жемчужиной древней эпохи. Царь посылал в разные города Месопотамии своих представителей, опытных писцов, которые разыскивали древние книги и снимали с них копии. Многие из них поэтому в конце текста имеют приписку: “Согласно древнему подлиннику списано и сверено”. Всего было собрано свыше 100 тысяч глиняных табличек.
Среди них были тексты по самым разным отраслям знаний на нескольких языках (не только шумерском): медицинские трактаты и грамматические справоч-ники, книги религиозного содержания и мифы, летописи ассирийских царей и записи астрономических наблюдений.
Библиотека занимала специальные, роскошно отделанные помещения двух дворцов Ашшурбанипала, один из которых назывался “Дом наставлений и советов”.
Ниневийская библиотека содержалась в образцовом порядке. Каждая книга имела свой “библиотечный штамп”: “Дворец Ашшурбанипала, царя царей, царя страны Ашшур, которому бог Набу и богиня Гаслиста даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскивать творения писателей моего цар-ства”.
Таблички размещались в систематическом порядке. Были выделены книги по астрономии, грамматике и религии, обычаям и законам и т.д. Каждое произ-ведение хранилось в отдельном ящике или глиняном ларе. В каталогах указывалось название произведения (по первой строке), а также комната и полка, на которой оно хранилось. К полке прикреплялась фаянсовая этикетка (величиной с мизинец) с названием отрасли знания.

Судьба библиотеки Ашшурбанипала печальна: она была разрушена после падения Ниневии под натиском войск Вавилона и Мидии.
Нам многое известно о Ниневийской библиотеке благодаря раскопкам анг-лийского археолога О. Лэйярда в середине XIX века. Тогда же, несмотря на грозное предостережение, начертанное на одной из табличек: “Того, кто по-смеет унести эти таблицы ... пускай покарает своим гневом Ашшур и Белит, а имя его и его наследников навсегда будет предано забвению в этой стране”, – остатки Ниневийской библиотеки (около 20 тысяч табличек) были переправлены в Лондон и с тех пор хранятся в Британском музее. А их первооткрыватель – археолог Лэйярд, кстати, скоропостижно скончался вскоре после своей наход-ки.
Каталог Ниневийской библиотеки был издан в Лондоне в конце ХIХ века.

Другой самой большой археологической находкой после библиотеки Аш-шурбанипала была библиотека хеттов. Мало кто из нас может сказать, что это был за народ, а ведь в свое время могущественное Хеттское царство по праву соперничало с Египтом, хетты покорили Вавилон и сравняли его с землей для устрашения других народов. Но так уж случилось, что история сохранила очень мало сведений об этой державе. Недаром оксфордский профессор А. Сэйс, заново открывший миру Хеттское царство, назвал свою книгу “Хетты, или История забытого народа” (1903).
Хеттское государство располагалось на территории современной Турции и северной Сирии и существовало около 700 лет. Расцвет хеттов приходится на ХIX-XIII века до нашей эры.
Обнаруженные немецким ученым Г. Винклером (1907) более 10 тысяч глиняных табличек позволили получить некоторое представление о Хеттском царстве, его культуре и библиотеках.
Основная масса табличек – это религиозные тексты (ритуалы, молитвы, гимны), но найдены были и труды по математике, истории, многочисленные комментарии к кодексу законов, различные по-этические произведения,
короткие своеобразные рассказы, названные “записями недосмотров и глупостей”.
Особенностью хеттских табличек является авторство литературных и научных произведений.
Хеттские библиотекари и архивариусы создали науку о хранении книг. Сохранились клинописные тексты каталогов хеттской библиотеки, в которых были пометки об утраченных документах.
Использовались этикетки к отдельным произведениям. Все это свидетельствует о порядке, который поддерживался в хранилище глиняных книг.

http://www.spsl.nsc.ru/centreno/rabn/doc/rubnva.doc

Древняя Греция, или Эллада, славилась своими учеными и философами, которые создавали школы и академии, при которых открывались библиотеки. Первая публичная библиотека была основана тираном Клеархом в Гераклее. Самой большой частной библиотекой считалось собрание древнегреческого философа и ученого Аристотеля. Библиотека Аристотеля в Лике, в районе Афин, где великий античный философ читал свои лекции, насчитывала десятки тысяч свитков. После смерти ученого его библиотека стала частью Мусейона, Храма Муз. Во время раскопок в Гееркулануме была обнаружена библиотека поэта Филодема, которая насчитывала около 1860 свитков.
http://penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-molodezhi/item/229-golos-staroj-knigi-istoriya-vozniknoveniya-bibliotek

Династия Птолемеев приобретала книги для пополнения библиотеки с потрясающим рвением. Это было одновременно и страстью, и государственной политикой царей Египта. Если книги было невозможно купить, их похищали или отбирали силой.
Птолемей I после смерти Александра умудрился каким-то образом заполучить часть оригинальных трудов Аристотеля (есть версия, что он их попросту украл). Птолемей II выкупил все оставшиеся произведения Аристотеля. Птолемей III рассылал во все концы Средиземноморья своих агентов, которые скупали неизвестные рукописи для пополнения Великой библиотеки. Он же обратился к правителям цивилизованного мира с просьбой одолжить ценные книги для копирования.
Целый штат переписчиков, трудившийся при библиотеке, в кратчайшие сроки сделал копии творений Еврипида, Эсхила, Софокла и других античных ученых и философов. После этого подлинники остались в библиотеке, а на родину Птолемей отправил свежеизготовленные копии.
Все книги, имеющиеся на кораблях, заходящих в александрийский порт, также в обязательном порядке изымались таможенными службами и копировались.
Все это привело к тому, что в Александрийской библиотеке хранилось от 400 до 700 тысяч документов (по разным данным) — небывалое количество книг для Древнего мира!

При таком гигантском количестве манускриптов «музеон» столкнулся с серьезной проблемой: огромные объемы информации нужно было как-то структурировать. При библиотеке была создана целая служба, занимающаяся учетом уже имеющихся и вновь поступающих книг.
Все документы заносились в каталоги с указанием того, откуда они поступили, с именем бывшего владельца, именем автора и кратким рефератом (аннотацией). Существовало несколько многотомных каталогов, в которых все книги были отсортированы по разным принципам.

Например, в одном каталоге рукописи были сгруппированы по тематике: медицина, философия, астрономия и т. д. В другом — по источнику поступления. Так, все книги, поступившие с прибывших в александрийский порт кораблей, составляли «корабельную библиотеку».
Там можно было отыскать интересные новинки и редкие иноземные книги — кстати, именно таким образом в библиотеку попали бесценные сочинения Гиппократа «Инфекционные болезни». В третьем каталоге книги группировались в алфавитном порядке по имени автора, в четвертом — по названию рукописи.
Благодаря этой уникальной системе среди сотен тысяч книг можно было относительно легко отыскать нужный документ — достаточно было просто порыться в соответствующем каталоге.

В Александрийской библиотеке были разработаны правила классификации и инвентаризации фондов. Один из руководителей библиотеки Каллимах составил огромный библиографический словарь “Таблицы и описание учителей (или поэтов) по векам и от древности”. Хотя из 120 томов до нас дошли лишь небольшие фрагменты, частые упоминания “Таблиц...” в древнегреческих документах позволяют судить о содержании и значении проделанной работы. Описывая книги, Каллимах приводил начальные слова каждого произведения, а затем сообщал все известные ему сведения об авторе.
Как правило, должность библиотекаря занимали выдающиеся ученые и поэты. Среди них уже упоминавшийся выше Каллимах – поэт, ученый, властитель дум своего времени, автор прекрасных любовных элегий; ученик Каллимаха Эратосфен, которого современники сравнивали по разносторонности научных интересов с Аристотелем. Он имел прозвище “Бета” (“Второй”), означавшее, что в любой области знания он имеет право на второе место. Эратосфен впервые сумел высчитать длину окружности Земли и разработал методику построения географической карты. В течение многих лет занимал пост хранителя библиотеки Аристарх Самосский, который вместе со своими учениками составил выверенный полный текст поэм Гомера.
У библиотекарей имелись помощники, в обязанности которых входил учет новых рукописей, разбор и рассмотрение манускриптов, копирование текстов. Были люди, которые следили за порядком, за предохранением рукописей от моли и сырости.
Существует несколько версий гибели Александрианы, как ее назвали. Дос-товерно известно, что в 47 г. до н. э. основная часть фонда погибла во время пожара, охватившего город в результате уличных сражений, когда его захватил Юлий Цезарь. И тогда главной библиотекой стал Серапиум, в который ранее была передана часть Александрийской библиотеки в связи с бурным ростом ее фонда. В таком “усеченном” виде библиотека существовала еще несколько сто-летий. Согласно одной версии она была окончательно уничтожена фанатично настроенными христианами по приказу патриарха Феофила в 391 году. По дру-гой версии библиотеку сожгли в 646 году во время нашествия мусульманских завоевателей. Существует еще и легенда о халифе Омаре, который, заняв Алек-сандрию, распорядился отнести книги в александрийские бани и предать их ог-ню. Кстати, в источниках арабов, захвативших Александрию, сообщалось, что в городе имеется 4000 банных печей – это воспринималось как одна из дикови-нок города. Понадобилось шесть месяцев, чтобы сжечь александрийские фоли-анты. Эта легенда стойко сохранялась в средние века, однако некоторые ее де-тали вызывают сомнения у современных исследователей. Возможно, эта версия – обычное у восточных писателей преувеличение, напоминающее аналогичную, явно преувеличенную легенду: при взятии арабами Багдада победители унич-тожили богатейшую городскую библиотеку. Книги было приказано бросить в реку Тигр. Рукописей оказалось так много, что на реке образовался мост из книг, по которому переправилась пехота и кавалерия, а от чернил, растворив-шихся в воде, река сделалась черною.
Неизвестно, какая из перечисленных выше версий соответствует истине. По-видимому, в течение столетий Александрийская библиотека подвергалась многочисленным хищениям и разграблениям, пока оставшиеся книги в конце концов не рассеялись и не растерялись.

С середины II в. до н. э. большую известность приобрела библиотека в Пергаме. Пергамское царство существовало в Малой Азии на протяжении 150 лет (284-133 гг. до н. э.). Пергамские цари тоже построили библиотеку, и обосновавшиеся в ней ученые также стали разыскивать тексты и приглашать переводчиков, переписчиков для работы с ними. Пергамская библиотека, осно-ванная на столетие позже Александрийской, стала ее достойной соперницей. В ней, по словам греческого ученого Плутарха, было примерно 200 тыс. томов. Таким образом, Пергамская библиотека была второй по количеству и ценности фонда библиотекой классической древности.
Об этой библиотеке нам известно благодаря археологическим раскопкам ХIХ века. Археологи обнаружили остатки здания библиотеки. Помещение библиотеки делилось на книгохранилище, большой и малый читальные залы. В мраморных стенах книгохранилища были сделаны выложенные из кедра ниши для книг. Кедр древние библиотекари предпочитали использовать потому, что он защищал рукописи от насекомых. Перед зданием библиотеки на пьедесталах стояли бюсты знаменитых писателей, поэтов и ученых древности. Здание имело открытый дворик с двухэтажным портиком и четырьмя примыкающими к нему помещениями. Подобная архитектурная концепция библиотеки не утратила ак-туальности вплоть до настоящего времени, и сегодня практика построения биб-лиотеки вокруг открытого пространства очень распространена.
Фонд Пергамской библиотеки состоял из рукописей разного содержания. Больше всего было трактатов по медицине, так как Пергам считался центром медицинской науки древнего мира.
С Пергамской библиотекой связана версия производства пергамента. Со-гласно данной версии, Птолемей II, боясь, что Пергамская библиотека может превзойти Александрийскую, запретил вывоз в Пергам папируса – основного материала, на котором писали в то время в надежде на то, что лишившись ос-новного технологического материала, пергамские ученые остановятся. Поиски нового материала – заменителя папируса – привели к открытию пергамента. Несмотря на трудоемкость в изготовлении пергамента и дороговизну, перга-мент все же имел неоспоримые преимущества перед папирусом. Он не пропус-кал чернила, что давало возможность писать с двух сторон листа. Пергамент можно было разрезать на небольшие листы, из которых затем сшивалась книга.
http://www.spsl.nsc.ru/centreno/rabn/doc/rubnva.doc

С Александрийской библиотекой соперничала Пергамская библиотека, которая была создана во втором веке до нашей эры и насчитывала около 200 тысяч папирусных и пергаментных рукописей. Пергамская библиотека уступала Александрийской библиотеке лишь по величине фонда. Её большую часть составляли медицинские трактаты – Пергам считался центром медицины. История библиотеки завершилась в 43 году до нашей эры, когда Пергам стал провинцией Рима, и большая часть книг попала в Александрийскую библиотеку.

Сегодня Пергам находится на территории Турции, и развалины библиотеки входят в число туристических объектов.
Первая римская публичная библиотека была создана по греческим образцам Сезонием Поллионом. Позднее в Римской империи возникли библиотеки, учреждённые императорами Августом, Тиберием, Траяном, византийскими правителями. Самые ранние христианские библиотеки возникли при больших епископальных церквях.

Идея создания публичной библиотеки в Древнем Риме принадлежала Юлию Цезарю, побывавшему в Александрии и ставшему косвенным виновни-ком уничтожения части Александрийской библиотеки. В конце жизни Юлий Цезарь вынашивал план создания в Риме двух крупных общественных библио-тек, одна из которых была предназначена для греческих книг, другая – для ла-тинских. Заботу об их создании и все руководство этим делом должен был взять на себя известный ученый Марк Теренций Варрон, которому в числе про-чих произведений принадлежало и сочинение “О библиотеках” в трех кни-гах.
Смерть помешала Цезарю осуществить этот замысел, и первая римская публичная библиотека была основана через пять лет после гибели Цезаря в 39 г. до н. э. полководцем, оратором, историком Гаем Ассинием Поллионом. Полли-он был выдающимся деятелем этого бурного, богатого событиями века. Актив-ный деятель цезарианской партии, командир легионеров, он отошел от полити-ческой борьбы и посвятил себя занятиям науками, литературой и искусством. Основанная им библиотека помещалась в вестибюле храма Свободы в Атриуме и была создана на средства, полученные от военных добыч. В библиотеке про-ходили публичные чтения новых произведений. По-видимому, в этой библио-теке были собраны книги на греческом и латинском языках. Здание библиотеки было украшено статуями великих писателей прошлого.
Создание этой библиотеки имело большое политическое и культурное значение. Отныне к богатствам классической греческой и римской литературы получили доступ те круги читателей, которые не располагали средствами для создания личных библиотек.
В дальнейшем публичные библиотеки основывали и другие римские импе-раторы, стремившиеся таким образом увековечить свои имена. Император Ав-густ основал в храме Аполлона Палатинского две библиотеки: латинскую и греческую. Веспасиан в честь одной из военных побед открыл “Библиотеку мира”, которая получила широкую известность благодаря богатому подбору произведений ученых-грамматиков – эта библиотека была прообразом современной научной библиотеки со специализированным фондом. Император Траян основал Ульриеву библиотеку, в которой хранились архивы цезарей, а также редкости: книги из слоновой кости, полотняные книги. Известна и библиотека императора Адриана, которая в честь создателя была названа «Адрианой». В исторических трудах сохранилось описание этой библиотеки: потолок ее был сделан из алебастра и позолочен, стены из белого мрамора украшены картинами, в нишах стояли скульптуры, изображающие героев «Одиссеи» и «Илиады», а посреди зала возвышалась статуя самого Гомера.
В одном из древних описаний Рима, относящемся к периоду от Августа до Андриана (14 – 117 гг. н. э.), указывается, что число публичных библиотек в городе приближается к тридцати. Эти библиотеки имели особый штат обслу-живающего персонала. Во главе каждой стоял прокуратор – человек образован-ный и облеченный особыми государственными полномочиями. Прокураторам подчинялись рабы, принадлежащие государству или императорскому дому. Ра-бы (назывались они “либрарии” – книжники, от латинского “либер” – книга) должны были следить за сохранностью книг и порядком в библиотечных по-мещениях, переписывать обветшавшие рукописи.
Римские библиотеки представляли собой высокие залы, в которых обычно размещалось книгохранилище и галереи с колоннами, где был читальный зал. Пол в читальном зале был устлан плитами из темного мрамора, а потолки ли-шены позолоты, чтобы яркие цвета не раздражали читателя. По стенам поме-щения и в центре стояли шкафы с “ гнездами” для свитков. Удобные кресла, статуи муз и бюсты известных писателей – все это создавало атмосферу под-линного храма наук и способствовало особой приподнятости мысли. Поэтому читатели римских библиотек предпочитали изучать рукописи в читальном зале библиотеки, несмотря на возможность получать книги на дом.
Развитие книжной торговли и рост числа публичных библиотек вызвали усиление цензуры и установление контроля за деятельностью библиотек и книжных лавок со стороны императорского Рима. В 1 г. н. э. из книжных лавок и библиотек было изъято около 2000 рукописей. Возможно, по этим же сооб-ражениям в конце II века была установлена должность специального чиновни-ка – прокуратора, который занимался хозяйственными нуждами всех римских публичных библиотек. Было создано единое управление библиотеками и еди-ный центр использования библиотечного персонала.
В Древнем Риме было создано несколько сочинений, так или иначе связан-ных с библиотечным делом. Кроме упомянутого выше труда Варрона “О биб-лиотеках”, можно назвать сочинение Герения Филона в двенадцати частях “О приобретении и отборе книг”, Телефоса Пергамского “Три книги о знании книг, в которых указывается, какие книги достойны приобретения”, трактат Витру-вия “Об архитектуре”, в котором, выражаясь современным языком, дан “ти-повой проект” библиотеки в загородном доме.


В 1037 году киевский князь Ярослав Мудрый (около 980 – 1054) основал первую библиотеку в Киевской Руси. Она находилась в киевском Софийском соборе. Это было самое полное собрание письменных памятников Древней Руси – Евангелие, книги пророков, жития святых. Здесь хранились и важные государственные документы. 500 томов – таким собранием в то время могли похвалиться не многие библиотеки Европы. Неизвестно, куда пропала библиотека Ярослава Мудрого: возможно, она погибла во время большого пожара в 1124 году или была уничтожена в 1240 году во время разгрома Киева войсками монгольского хана Батыя.

http://penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-molodezhi/item/229-golos-staroj-knigi-istoriya-vozniknoveniya-bibliotek


Темные века

Во времена Средневековья библиотеки в основном существовали при монастырях. Здесь же действовали и скриптории (лат. sсriptorium от scriptor — «писец, переписчик»), где переписывались сочинения отцов церкви, Священное Писание и работы античных авторов. Несмотря на солидное количество документов, хранившихся в некоторых библиотеках, ни в одной из них, даже в самой крупной, не было никаких алфавитных или иных систематических каталогов. Единственным человеком, способным ориентироваться в монастырской библиотеке, был собственно библиотекарь. Он и только он знал некую тайну поиска информации в манускриптах.
Вероятнее всего, у каждого библиотекаря была своя система «навигации», основанная на тайных метках, записях в личном каталоге или каком-то другом способе структурирования книг. Однако эта тайная система не афишировалась. Способность ориентироваться в монастырской библиотеке делала «хранителя знаний» незаменимым и давала определенную власть над обычными монахами. Словом, верный кусок хлеба и мистический ореол в придачу.
Такое положение дел сохранялось вплоть до XV века, когда в связи с развитием банковского дела, бухгалтерии и книгопечатания родилась система индексов (от лат. index — «указатель», «список»).
Первоначально индексы использовались для унификации и стандартизации документооборота и облегчения поиска нужной бумаги в банковских книгах. Несколько позднее индексация была принята в библиотеках и всех книгопечатнях. Именно тогда начали зарождаться правила оформления книг и документов.
До появления книгопечатания и индексов отсутствовали какие-либо стандарты: каждая рукопись была уникальна, каждая книга оформлена по-своему (в основном как фантазия переписчика подскажет). Зачастую переписчики забывали (или просто не считали нужным) указать авторство, допускали ошибки или позволяли себе некоторые вольности, интерпретируя оригинал. Именно поэтому ученые эпохи Возрождения так отчаянно искали подлинники античных авторов, вполне справедливо не доверяя монастырским копиям.
Введение системы индексов и более-менее единых правил оформления книг, во-первых, резко уменьшило количество искажений информации при копировании, а во-вторых, позволило относительно легко ориентироваться в великом многообразии книг.
До середины XIX века большинство библиотек пользовались своими собственными классификационными системами, что создавало определенные сложности.

В 1873 году американским библиотекарем Мелвиллом Дьюи (Melville Louis Kossuth (Melvil) Dewey) была разработана так называемая Десятичная система Дьюи (Dewey Decimal System, DSS).
В данной системе использовались числовые индексы для обозначения тематики издания. Иерархическая система позволяла достаточно легко, двигаясь от общего к частному, отыскать нужное издание. Например, индексы 500-590 означают книги, относящиеся к разделу «естественные науки и математика». Индексы, входящие в этот интервал, имеют более узкое значение: 510 — «математика», 520 — «астрономия», 530 — «физика», 540 — «химия». Каждый из этих подразделов разбит еще на десять групп

В идеале система классификации книг должна быть единой по всему миру. С этой целью в 1895 году на основе десятичной классификации Дьюи бельгийцами Полем Отле (Paul Otlet) и Анри Лафонтеном (Henri La Fontaine) была разработана новая система, получившая название Универсальной десятичной классификации (УДК). Основное отличие УДК в том, что благодаря ей можно определить прежде всего содержание книги, а не ее местонахождение в библиотечном хранилище.


https://oko-planet.su/history/historysng/27617-gipertekst-dlya-faraona-istoriya-razvitiya.html

C уважением и надеждой на понимание Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
(-) сообщения внутри нет
(+) новый ответ
(!) объявление администратора
(x) закрытая тема
Все даты в формате GMT  -3 час. Хитов сегодня: 30
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




(STYLE) .font1 {COLOR: #000000; FONT-FAMILY: Verdana, Arial, Helvetica, sans-serif; FONT-SIZE: 14px} .font2 {COLOR: #000000; FONT-FAMILY: Verdana, Arial, Helvetica, sans-serif; FONT-SIZE: 12px} .font3 {COLOR: #000000; FONT-FAMILY: Verdana, Arial, Helvetica, sans-serif; FONT-SIZE: 14px;} .font4 {COLOR: #FFA450; FONT-FAMILY: Verdana, Arial, Helvetica, sans-serif; FONT-SIZE: 14px; font-weight: 700;} .font5 {COLOR: #ffa450; FONT-FAMILY: Verdana, Arial, Helvetica, sans-serif; FONT-SIZE: 14px
Мои сайты
[Хрестоматия по петрофизике и интерпретации][Петрофизика и интерпретация][Группа ПАНГЕИ] [Cайт памяти Вендельштейна] [Коммуникация и семиотика]

Некоторые профессиональные ссылки (включаю по обмену ссылками)
[Мнемоники собранные в SPWLA] [Общество каротажников - SPWLA] [ЦГЭ (на сайте много публикаций)] [ПАНГЕЯ (на сайте есть публикации)] [Геологический словарь (МГУ)] [Schlumberger] [LandMark] [GeoGraphix] [StatMin (Fugro-Jason)] [PGS Abstracts] [ФОРУМ студентов РГУНГ] [Тектоника плит, вулканизм, самоорганизация] [Адрес осчастливателя нейронными сетями (всех оптом)] [Geofyzika Torun (Poland)]

Полезности и ПОИСК
[Cловари, Переводчики, Почтовый декодер, Отправка SMS, сложный поиск] [Поиск на сайте Хрестоматии по петрофизике ] [Поиск по геолог. ресурсам (МГУ)] [Яндекс][GOOGLE] [Geodictionary (регистрация свободна)] [Поиск по большим русскоязычным библиотекам]

Форумы на которые люблю заходить
[Либеральный Клуб] [Дискуссии со знакомыми о политике] [Я СВОБОДЕН!] [Форум RESEACHER] [Хороший русскоязычный Форум в Казахстане]

Новостные и журнальные сайты на которые люблю заходить
[ГРАНИ] [CВОБОДА] [ИНОПРЕССА] [Новое Время] [ПОЛИТ.ру] [RTV International] [ИНТЕЛЛИГЕНТ] [Московские Новости] [Cтоличные новости] [Новая Газета] [Имеешь право] [Еженедельный Журнал] [Эхо Москвы] [computerra] [Tema дня] [Политический журнал] [Куратор] [ВладимирВладимирович]

Сайты политических партий, движений и организаций на которые заглядываю
[Партия Свободы] [Cвободная Россия (Хакамада)] [СПС] [ЯБЛОКО] [РАДИКАЛЫ] [Дем. союз] [ОБОРОНА] [ДА] [Либеральная миссия] [Институт прав человека] [Московский общественный научный фонд] [Мемориал] [Журнал "Индекс/Досье на цензуру" ] [Центр по проблемам коррупции] [Фонд Аденауэра] [Либеральный Сахалин] [Похмелкин] [Институт развития свободы информации]

Сетевые библиотеки
[Либертариум] [Библиотека Мошкова] [Аудиториум] [Открытая русская электронная библиотека (Орел)] [Библиотека Якова Кротова] [Vivos Voco] [Архив В.Буковского] [Портал по синергетике] [Проблемы эконофизики и эволюционной экономики ] [Форум социнтегрум] [Социальная история отечественной науки] [Элементы: Популярный сайт о фундаментальной науке] [Известия НАУКА]

Частные сайты - cофт
[КП НЕМО] [NNM] [КАДЕТ]

Частные сайты и тексты которые смотрю
[Сайт деятельных скептиков] [DoctoR] [RR-полит] [Соционавтика] [Универсумс] [РЖ Андрей Левкин ] [Синергетика - сайт Курдюмова] [Российская наука в Интернет] [Наука в ПОЛИТ.ру]

Cправочная информация общего характера
[Москва Желтые страницы путешественника] [Москва Большая телефонная книга] [Конвертация единиц измерения] [Законодательство в HTML] [Cловари на сайте РГГУ]