КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Юлия СМИРНОВА:
- Сейчас большинство продвинутых западных компаний научились пересматривать зарплаты два раза в год, ориентируясь на наши местные реалии. Но, видимо, не все... Кстати, самые жадные из европейцев, действительно, французы. А чемпионы в этом «виде спорта» - азиаты, японцы и особенно корейцы. Они просто не понимают, с какой стати секретарь московского офиса требует 25 000 рублей, для них эта сумма неприемлема. К тому же они плохо ориентируются в российской реальности: их культура предполагает беззаветную преданность работе и начальству без всяких оговорок. Кандидат на должность в их фирмах должен представлять собой помесь Терминатора и Электроника, рабочую машину, способную без устали выполнять сразу множество функций. С ними очень сложно работать...
«Фантики» от американской мечты
Игорь ходил устраиваться на работу в одну американскую корпорацию. Сначала он прошел так называемое телефонное интервью. Потом - еще четыре ступени отбора: тест по языку, по специальности, психологическое тестирование (300 вопросов) и личную беседу с менеджером, которого почему-то надо было называть «ментором». Потом Игорь удивлялся, что его не попросили сдать анализы... Этот самый «ментор», как выяснилось, будет ходить за ним по пятам. Обедать нужно будет в его компании. Вместе планировать ближайшие задачи. Разумеется, на работе нужно носить строгий костюм и галстук - «ментор» имеет право пожурить за недостаточно острые стрелки на брюках. Потом Игорь узнал, что «ментор»-мужчина мог запросто померить длину юбки от колен у подопечной девушки. И остаться недовольным. Один раз Игорь обнаружил у дверей мужского туалета «менторшу» с часами в руках - ей показалось, что ее «салага» слишком часто отлучается по санитарным надобностям...
В общем, Игорь протянул недолго. Две недели ему показались вечностью, и он радостно сбежал из этой «дружной семьи» на свободу.
Западная корпоративная культура в чистом виде на нашей почве растет и колосится плохо. Слишком много в ней «фантиков»: стендов с фотографиями победителей «капсоревнования», конкурсов, массовых песнопений и насильственно насаждаемого всеобщего братства, которому совершенно не мешает всеобщий же взаимный контроль. Умные иностранцы уже давно поняли, с кем имеют дело. Мы еще в детстве своем советском находились строем, напелись орлятских гимнов и на всю оставшуюся жизнь наносились униформы. С нами надо чуть мягче, чуть отпустить вож-жи. Выходит, это не у всех. У кого получается хуже - автоматически имеют нехилую текучку кадров.
Дьявол не всегда носит Prada. Чаще он одет в строгий корпоративный костюм и галстук.
ВАЖНО ЗНАТЬ
Немцы очень жестко структурируют деятельность своих сотрудников. Они очень долго и тщательно выбирают себе сотрудников: ни у кого больше нет такого количества собеседований и тестов;
- турки неторопливы и вальяжны в принятии решений. Для них не бывает ничего срочного, если они сами не решили, что это срочно. Они часто переформулируют свои требования, задачи и инструкции могут множество раз изменяться;
- французы никогда ничего не говорят конкретно. Они юлят до последнего, кроме того, они очень прижимисты;
- самая жесткая дисциплина (вплоть до запрета разговаривать на рабочем месте и всегда закрытых шторами окон, чтобы не отвлекались на хорошую погоду) у японцев и корейцев;
- американцы наиболее близки к нам по менталитету, и с ними проще всего найти общий язык;
- у любого правила есть исключения. Совершенно необязательно ваш начальник окажется именно таким, как написано здесь. К любому человеку можно найти ключик в конце концов!
САМЫЕ ТУПЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАВИЛА
Сотрудники одной тайваньской фирмы, торгующей голландскими продуктами, обязаны появляться на работе в традиционных деревянных голландских сабо.
В российском офисе некоего британского банка внутрикорпоративная переписка должна вестись на английском языке, несмотря на то, что абсолютно все сотрудники этого отделения - русские.
Крупная сеть французских супермаркетов требует от своих сотрудников обязательного умения кататься на роликах.
Московское отделение знаменитой шведской фирмы каждый день зимой было обязано в полном составе играть в снежки в перерывах.
Сотрудники одной японской компании, прежде чем отойти от своего рабочего места, должны выбрать на компьютере функцию «Выйти», написать в специальной программе цель своего ухода, время возвращения и телефон, по которому их можно будет найти во время отсутствия. Затем они должны записаться в спецжурнал, лежащий у выхода, а вернувшись, проделать все в обратном порядке: отметить в журнале время возвращения и занести его в компьютерную программу. Все это необходимо проделывать каждый раз, даже если хочешь просто выйти покурить.
А один знаменитый на родине японец ввел в своей компании для новичков правило... мытье офисных туалетов.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
История профессиональных взаимоотношений с иностранцами у нас богатая. Петр I привез в Россию западные технологии, а с ними и первые корпоративные «бирюльки». Чтобы работать у голландцев, например, нужно было как минимум не пить. Спустя триста лет список требований иностранных боссов к русским подчиненным существенно расширился. Вспоминаются далекие восьмидесятые, на излете которых в Советский Союз хлынули бизнесмены из стран победившего капитализма. И в первых рядах - всем известный канадский монстр общепита. В Москве вырос сверкающий Дворец еды, храм всепобеждающего улыбчивого довольства. Сотрудников туда набирали, как в дипломатический корпус. Было все - от простого фейс-контроля до многоступенчатых психологических тестов. Даже простые рабочие на кухне обязаны были свободно владеть английским. Одного моего знакомого не взяли. Славянский акцент, мол, и, сорри, улыбаетесь вы, мистер, как-то кривовато. Сейчас он профессор Университета Метрополитен в Лондоне. Поли-глот с тремя высшими образованиями, многопрофи
льно одаренный умница...
В девяностые годы самые талантливые и пробивные (из числа тех, кто не уехал из страны) устремились в открывшиеся филиалы западных фирм и СП - совместные предприятия. Желание это было легко объяснимо: только там платили деньги, на которые можно было жить. По западным меркам это были унизительные копейки - 100 - 200 долларов. Но за этой скромной суммой выстраивались очереди из золотых голов, рук и перьев по всей стране. Иностранцы скупали советские таланты оптом. Делать с ними можно было все что угодно: они были согласны, так как больше всего в жизни боялись потерять работу.
Зато сейчас, в зрелые двухтысячные, ажиотаж заметно поутих. Недавние соцопросы констатируют: народ больше не хочет работать на Фрица, Джона или Франсуа. Ему подавай начальника своего, сермяжного. Чтобы не заставлял до синевы давить шею галстуком и отпускал покурить с приятелями из соседнего отдела.
http://www.kp.ru/daily/24158.4/372500/