Чем чреваты модные тенденции в промышленности рассказал заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков в интервью "Прайм" в преддверии Арктического форума.
Какие предложения вносил Минпромторг в госпрограмму по развитию Арктики, которая сейчас проходит доработку?
- С нашей стороны речь идет о двух основных направлениях - судостроении и шельфовой тематике. У нас уже действует программа по шельфовому оборудованию, в прошлом году были запущены проекты по созданию отечественного геологоразведочного оборудования для работы на шельфе на сумму порядка 1,3 миллиарда рублей. В этом году планируется также поддержать еще восемь работ на 2,5 миллиарда рублей.
При Минпромторге действует система рабочих групп с участием нефтегазовых компаний, в рамках которых они фактически выступают заказчиками оборудования, а мы финансируем эти проекты. Работа будет продолжаться вне зависимости от госпрограммы по Арктике.
- Можно ли в будущем говорить о полном импортозамещении нефтегазового оборудования?
- В первую очередь речь должна идти о ключевых компетенциях в нефтегазовом машиностроении, связанных с шельфом. Например, о подводно-добычных комплексах (ПДК), которые у нас сейчас импортные. В настоящий момент мы работаем над российским ПДК, буквально на днях обсуждали эту тему в ходе совещания в Минпромторге. Выход на отечественную компетенцию можно ожидать уже в 2019-2020 годах.
По госпрограмме "Арктика" доля импортного оборудования на внутреннем рынке для освоения арктических месторождений должна снизиться с 85% до 65% к 2020 году, и еще до 50% - к 2025 году. Это нормальная сбалансированная позиция по импорту и внутреннему производству.
Наша задача - не просто создать отечественное оборудование для работы на шельфе, а выстроить полноценный нефтегазовый сервис. Так, один из проектов, который мы планируем запускать по линии Национальной технологической инициативы (НТИ), - это цифровой подводно-добычный комплекс. Есть, например, оборудование для суровых арктических условий, нужны натурные испытания. Если вы владеете полной цифровой копией, то стоимость этих натурных испытаний резко сокращается. Данный проект собираются запускать серьезные игроки, и он абсолютно ложится в парадигму цифровой экономики, цифрового будущего - очень сильно позволит снизить издержки. Поэтому проект выглядит крайне перспективным и привлекательным.
Сейчас компания "Газпром", как якорный заказчик, формирует соответствующий консорциум. Думаю, что сам проект мы сможем рассмотреть на рабочей группе "Технет" НТИ уже во втором квартале. До конца текущего года хотелось бы выйти на старт проекта.
- Планируется ли привлечение иностранных партнеров в этот проект?
- Базу здесь должны составлять, конечно, российские компании и компетенции.
-----
- Эксперты обсуждают возможность создания в России новых крупных промышленных агломераций, которые могли бы формировать вокруг себя фактически новые города, центры развития. Как Вы относитесь к подобной идее?
- На протяжении уже нескольких лет мы работаем над созданием региональной промышленной политики, которая была бы сбалансированной. Потому что между регионами есть определенный разрыв, в результате которого происходят, к сожалению, случаи перепроизводства отдельных видов мощностей. Зачастую это возникает просто из-за того, что стало модным развивать какое-то конкретное направление. Поэтому определенное, ни в коем случае не директивное или плановое, а именно координирующее и согласующее воздействие, конечно, нужно. Называть его можно по-разному, в том числе и кластерами.
Когда мы работаем с регионами, то обязательно обсуждаем их специализацию. Почему? Потому что они сами задают такие вопросы - "а что бы нам сделать?" Приходят региональные министры и пытаются найти свое место на федеральной карте промышленности. Мы им в этом помогаем. Если в Китае такого рода система является директивной ("здесь можно строить, а здесь нельзя"), то у нас это "soft power" - мягкая координирующая сила.
Регионы должны понимать свою долгосрочную специализацию и планомерно на нее работать, потому что для формирования сильного кластера и сильной конкурентной позиции необходимы 10-15 лет. Сначала у тебя появится якорное производство, потом комплектующие, затем - сервисы и т.д. У нас сейчас средняя заполняемость индустриальных парков по стране составляет порядка 53%, а может и должна быть больше, т.к. создана необходимая инфраструктура.
Мы находимся в постоянном контакте с регионами. В Минпромторге проводятся стажировки для министров, работает координационный совет, создаются региональные фонды развития промышленности.
http://1prime.ru/Interview/20170323/827282901.html