Мошенничество при изучении стволовых клеток как этический вызов в научных исследованиях
03.02.201842302
Редакционная
Случай с мошенничеством, связанный с исследователем стволовых клеток в Киотском университете, достаточно серьезен, чтобы заставить провести тщательное полномасштабное расследование с целью выявления всех факторов и причин к нему приведших. Выводы должны быть признаны всем японским обществом для предотвращения подобных нарушений в дальнейшем.
Официальные представители Центра исследований и практического использования стволовых клеток (CiRA, Center for iPS Cell Research and Application) при Киотском университете заявили, что мошенничество при проведении исследований, включая подтасовку и фальсификацию данных, были обнаружены в материале прошлого года, подготовленном под руководством специально назначенного доцента.
Как сообщалось, 36-летний исследователь признался в неправомерном поведении, заявив, что его мотивом было «улучшить общий вид статьи». Текст появился в отчетах по исследованию стволовых клеток в феврале 2017 года. Он был ведущим автором среди авторского коллектива. Ученый, несомненно, совершил серьезное нарушение исследовательской этики, а его действия исказили результаты проведенных исследований.
В настоящее время, по сообщению руководства CiRA, они ведут активную работу по недопущению неправомерного поведения при проведении исследований стволовых клеток, путем более тщательных проверок всех докладов.
Для этого все сотрудники, работающие в этом ведущем мировом исследовательском институте, представили на проверку дополнительные письменные отчеты об экспериментах…
Но, очевидно, существует предел эффективности подобных мер. Так, было выявлено и участие в мошенничестве ученых с общепризнанной научной репутацией.
Отдельным университетам и научно-исследовательским институтам необходимо создать эффективную в предотвращении мошенничества исследовательскую среду и способствовать созданию системы, при которой еще на стадии подготовки публикации все нарушения при проведении исследований обнаруживаются и исправляются.
Но, что особенно беспокоит в деле CiRA, так это то, что десять соавторов, кроме самого недобросовестного исследователя, не смогли заметить никаких научных нарушений.
По словам проверяющих, провинившийся доцент самостоятельно анализировал представленные ему данные и сам же на этой основе составлял диаграммы и графики. Если бы эти данные были бы доступны всему авторскому коллективу, подлог возможно был бы обнаружен.
Тенденция к разделению труда и узкая специализация в научных исследованиях в данном случае явилась причиной плохой коммуникации между исследователями.
После 2013 финансового года японское правительство объявило о реаизации десятилетнего стратегического плана: потратить в общей сложности 110 миллиардов иен (около одного миллиарда долларов США) на исследования в области регенеративной медицины и разработки лекарственных средств, на основе iPS (индуцированных плюрипотентных стволовых клеток).
Несмотря на большую перспективность данных научных разработок, многие ученые работают в CiRA на основе пятилетних контрактов. Это касается даже директора Центра, Синъя Яманака, лауреата Нобелевской премии за исследования клеток iPS. Трудовой договор нашего незадачливого исследователя истекал в марте. Его мошенническое исследование — первое, которое он опубликовал как результат работы в CiRA.
© пресс-служба МФТИ
Особенности плюрипотентных стволовых клеток
Неудивительно, что он был в отчаянии, пытаясь опубликовать статью до конца срока.
Хотя, разумеется, нестабильный статус занятости и жесткая конкуренция в сфере получения средств на проведение исследований, не являются оправданием для неправомерных действий в их области, таких как фальсификация данных.
Необходимо провести серьезные общественные обсуждения по поводу того, что стоит за фактами мошенничества при проведении научных исследований. Крайне важно также улучшить обучение в области этики научных исследований для молодых исследователей и ученых.
Сегодня легко скопировать чужую исследовательскую работу через Интернет, а потом создать диаграммы и изображения на собственном персональном компьютере.
Важно помочь студентам и молодым исследователям понять основные правила исследовательской этики, касающиеся того, какие действия разрешены, а что может представлять собой нарушения. Однако недостаточно просто продолжать говорить студентам о том, чтобы они не совершали недостойные проступки, проводя свои исследования.
В последние годы этические нормы привлекают к себе все большее внимание в научном и образовательном сообществе. Подчеркивается важность того, чтобы учащиеся могли подумать о том, какими исследователями хотят стать, придается особое значение усилиям по реализации благородных идеалов.
Данный подход исходит из того, чтобы привить учащимся внутреннюю мотивацию хорошего поведения, а не просто перечислить им что можно, а что нельзя делать. Эксперты говорят, что групповые дискуссии являются одним из эффективных методов усваивания при обучении этическим вопросам.
Сложные проблемы, связанные с исследовательской этикой, как показывает последний случай мошенничества в проведении исследований, требуют от общества постоянного внимания.
http://inosmi.ru/social/20180203/241358145.html