Автор «Шанхайского рейтинга» — в ВШЭ
18 октября в рамках предварительной программы III Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования в ВШЭ прошла лекция профессора Нянь Цай Лю, автора всемирно известного «Шанхайского рейтинга» университетов.
Профессор Нянь Цай Лю для университетской среды фигура во многом знаковая. Химик по первому образованию, обладатель докторской степени Университета Куинс (Канада), он в 1999 году переключился на образовательные исследования, собрав в Шанхайском университете Цзяо Тун небольшую команду коллег и студентов. Всего через четыре года на их сайте в интернете впервые был опубликован Академический рейтинг мировых университетов (ARWU), получивший неофициальное название «Шанхайского рейтинга». Примечательно, что это исследование сразу привлекло внимание за пределами Китая. Доходило до забавного, один из руководителей Университета Цзяо Тун, по словам профессора Лю, впервые узнал о существовании рейтинга от своего немецкого коллеги.
Между тем для самого Китая проблема развития университетов давно уже была актуальной. «Университет мирового класса был мечтой для нескольких поколений китайцев», — заметил профессор Лю. И в 1990-х годах китайское правительство начало прилагать активные усилия к созданию таких университетов. Были разработаны соответствующие государственные программы, а ведущие местные вузы переформулировали свои стратегии развития. Но для успеха на этом направлении необходимо было задать некую систему координат, то есть понять, на какие мировые образцы можно равняться (benchmarking). Исследование группы профессора Лю пришлось как нельзя кстати, тем более что вскоре из простого benchmarking выросла целая рейтинговая методология.
Как рассказал профессор Лю, целью первого рейтинга, опубликованного в 2003 году, было скорее определение позиций китайских университетов относительно ведущих университетов мира (тех самых «world class universities»). Но по мере развития методологии «Шанхайский рейтинг» превратился в «источник информации для глобального сопоставления университетов». В 2007 году к основному рейтингу добавился рейтинг по пяти «широким предметным областям» (ARWU-Field) — естественным наукам и математике; инженерным и компьютерным наукам; наукам о жизни и сельском хозяйстве; клинической медицине и фармацевтике; социальным наукам. В 2009 году появился рейтинг по пяти более конкретным областям (ARWU-Subject) — математике, физике, химии, компьютерным наукам и экономике и бизнесу.
Профессор Лю подробно рассказал о механизме отбора университетов при составлении «Шанхайского рейтинга». В число «сканируемых» (оно превышает 2000 вузов) попадают университеты, в которых работают нобелевские лауреаты, обладатели Филдсовской премии, исследователи с высоким уровнем международного цитирования и сотрудники, чьи работы опубликованы в журналах «Nature» или «Science». Кроме того, «сканируются» университеты с большим количеством публикаций, отмеченных в Citation Indexes of Thomson. Из более чем двух тысяч кандидатов в рейтинг попадают лишь 1200 университетов, а в официально публикуемую его часть — 500 вузов. В рейтингах ARWU-Field и ARWU-Subject публикуются позиции 200 лучших вузов.
Вузы в основном «Шанхайском рейтинге» оцениваются по шести индикаторам, каждый из которых имеет свой вес и характеризует качество образования, качество профессорско-преподавательского состава, результаты исследований и научную «производительность» вуза в среднем на одного преподавателя. Данные берутся из открытых, не зависимых от составителей рейтинга источников.
Интересно взглянуть на средние показатели университетов, достигнутые по этим критериям. Так, вузы, входящие в первую сотню рейтинга, имеют в среднем трех лауреатов престижнейших научных премий среди своих выпускников, одного-двух лауреатов таких премий среди своих профессоров и около 30 ученых с высочайшим уровнем цитирования.
Что касается присутствия в рейтинге вузов из отдельных стран и континентов, то «континентальные» доли в Топ-100 за прошедшие годы мало менялись, а вот в Топ-500 отмечено сокращение числа американских университетов и увеличение — азиатских и зоны Океании. Всего в последний «Шанхайский рейтинг» попали вузы из 43 стран, самое большое представительство у США (150 вузов), затем со значительным отставанием следуют Китай (42 вуза), Великобритания (38 вузов) и Германия (37 вузов). «Извините, но российских вузов в этом списке совсем мало», — дипломатично прокомментировал присутствие в рейтинге всего двух российских университетов профессор Лю.
Работа над совершенствованием методологии «Шанхайского рейтинга» продолжается. По словам профессора Лю, к числу индикаторов могут быть добавлены такие показатели, как наличие среди выпускников топ-менеджеров ведущих компаний, а среди профессоров — обладателей главных научных наград в отдельных областях. Кроме того, возможна публикация рейтингов региональных и специализированных вузов. Впрочем, с этим связана одна методологическая проблема — трудно воспринимать, например, Массачусетский технологический институт или Georgia Tech «специализированными» вузами только потому, что они являются мировыми лидерами в сфере инженерной подготовки.
Еще одно перспективное направление работы «шанхайской группы» — разработка баз данных и методики интерактивного анализа ведущих исследовательских университетов мира (GRUP). Важным Нянь Цай Лю считает и разработку профессиональных сервисов для составителей рейтингов и «инструкций по применению» академических рейтингов (это одна из задач созданной в 2002 году «Обсерватории академических рейтингов» IREG).
Необходимо избегать «злоупотребления» рейтингами как со стороны авторов, так и со стороны пользователей, уверен профессор Лю. Кстати, исследования по составлению «Шанхайского рейтинга» не финансируются заинтересованными организациями или лицами. По словам профессора Лю, ему и его команде, в которой состоит около тридцати человек, вполне хватает средств, предоставляемых Университетом Цзяо Тун.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
http://www.hse.ru/news/recent/63943243.html