«Роснефть» после долгих месяцев переговоров и согласований на различных уровнях наконец договорилась о значительном увеличении поставок нефти в Китай. Контракт предполагает экспорт 365 миллионов тонн нефти за 25 лет, что позволит «Роснефти» получить 270 миллиардов долларов. Выгодное для госкомпании соглашение может обернуться недополученной прибылью для бюджета и ростом цен на бензин внутри страны.
Первый масштабный контракт «Роснефти» с Китаем был подписан в феврале 2009 года. Тогда стороны договорились о поставках 300 миллионов тонн нефти в течение 20 лет (с 2011-го по 2030-й). Одним из условий сделки стал кредит на сумму в 25 миллиардов долларов, который «Роснефть» и трубопроводная монополия «Транснефть» получили от Банка развития Китая, – эти деньги пошли, в частности, на трубу «Восточная Сибирь — Тихий океан», по которой нефть экспортируется в Китай.
Фактически Пекин финансировал строительство масштабного инфраструктурного проекта в России, но все равно внакладе не остался. По расчетам «Коммерсанта», сделанным в начале 2011 года, Китай получал нефть из России приблизительно по 60 долларов за баррель при рыночной стоимости в 110 долларов (эти же расчеты на основе открытой информации подтверждали и профильные блогеры).
На значительной скидке по отношению к рыночным ценам Китай, впрочем, не остановился. Уже весной 2011 года стороны начали спорить о тарифе на прокачку нефти, причем Китай в одностороннем порядке уменьшил платежи российским компаниям. В «Роснефти» записали эти деньги в долг (речь шла о 134 миллионах долларов) и попытались вернуть его с помощью переговоров, которые затянулись на несколько кварталов.
В итоге Китай остался в выигрыше: он, хоть и вынужден был заплатить по долгам, получил скидку в полтора доллара за каждый поставленный в страну баррель нефти, причем скидка стала действовать задним числом с конца 2011 года. Впрочем, в самой «Роснефти» это соглашение сочли очень выгодным, так как китайцы требовали скидку чуть ли не в 13 долларов. Кроме того, тогда же в госкомпании отмечали, что китайское направление остается для «Роснефти» выгоднее европейского, даже несмотря на скидки.
Эта выгода формировалась для компании не только из-за контракта с Китаем, но и из-за того, что с 2009 года в России были отменены экспортные пошлины на нефть с месторождений в Восточной Сибири (с помощью таких пошлин, наряду с налогом на добычу полезных ископаемых, осуществляется нефтегазовое наполнение федерального бюджета). Позднее пошлины были частично введены обратно, но все равно сейчас «Роснефть» на своих месторождениях в Восточной Сибири экономит на выплатах в бюджет.
Увеличение поставок нефти в Китай ставит перед «Роснефтью» две задачи, выполнение которых может так или иначе сказаться на жизни всех россиян. Первая задача заключается в том, чтобы найти деньги на увеличение пропускной способности ВСТО, вторая – в том, чтобы обеспечить наполнение нефтепровода.
http://lenta.ru/articles/2013/06/22/east/