|
Отправлено: 11.11.18 06:51. Заголовок: "Компетентность" ОЛЬГА КРОКИНСКАЯ
"Кто может диктовать профессорам университета, чему и как следует учить студентов в рамках своих учебных курсов, каких результатов достигать и как это проверять? Особенно по специальным, и часто уникальным магистерским программам, которые создает кафедра? Я это, извините, не понимаю. Но дальше – больше. Мы тешим себя мыслью, что вот сейчас все закончится, сдадим, складируем дорогостоящие тонны распечатанной бумаги – и больше никто никогда не прочитает этих лихорадочно расфасованных наборов из компетентностного Кубика Рубика… А вдруг этим дело не кончится? А что будет, если все-таки заставят работать по этим обездвиживающим инструкциям? И ведь надо еще убедиться, что компетенция реально сформирована, и этим достигнуто высокое качество образования! Но компетентность – вещь сложная, гораздо сложнее, чем знание, умение и навык. Это цельное качество человека, умеющего и желающего работать, любящего свою работу, потому что она дает ему возможность с блеском реализоваться. «Пришел, увидел, победил» − вот что такое компетентность. В ней живой, наработанный опыт, в том числе, опыт ошибок, знания из разных наук, дисциплин и предметов, сплавлены с интеллектом, эмоциями, интересами, прочими человеческими мотиваторами и инструментами. Интересно, какими экзаменационными вопросами или тестами можно это измерить и проверить? А в стандартах и программах есть соответствующий пунктик, и надо этот элемент контрольно-измерительного инструментария указать: такая-то компетентность – таким-то вопросом проверяется. Это еще одна прелесть, еще одна итерация организационно-педагогической шизофрении. Я уже не говорю о том, что никто и не думает оплачивать эту работу, я не говорю о том, что требование неукоснительно исполнять все внутренне несогласованные предписания является не чем иным, как принуждением ко лжи и халтуре, к моральной усталости и равнодушию. Вот почему я думаю, что эта дорога не ведет к храму высоких знаний и качественного образования. А может быть, ответ совсем прост? За полученное на реформу образования финансирование (говорят, от Всемирного банка) надо отчитаться по предписанным критериям, и для этого не жалко поставить на рога всю систему. Главное собрать доказующий активность «пакет документов» — а там хоть трава не расти. То есть будем мы работать в этом подходе или нет – потом, после отчета никого не взволнует." Крокинская О. Откуда растут ноги у компетентностного подхода
|