Дискуссионный Петрофизический Форум - Petrophysics Forum PETROPHYSICS & INTERPRETATIONS FORUM
форум по петрофизике



Ближайшие конференции (условия участия и обзор) в разделе [РАЗНОЕ]

Полезные ссылки размещены внизу

Все посетители приглашаются к участию в обсуждениях (в форме вопросов, предложений, реплик и полемических замечаний)

 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
администратор




Зарегистрирован: 24.05.05
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.08 12:22. Заголовок: Г. Хон ИДОЛЫ ЭКСПЕРИМЕНТА: ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ «СПИСКА “ETC.”» ч.I


... познания, "очистив и исцелив ум", и только тогда ученый сможет вступить на "истинный путь истолкования природы" [46].

Поэтому Бекон считает необходимым перед тем как продолжить развивать свою позитивную программу, достаточно подробно изложить суть препятствий, мешающих правильному объяснению природы. Это метод индуктивного познания, основанного на экспериментировании. Почти всю первую книгу «Нового Органона» он посвящает исследованию этих препятствий, которые называет идолами – идолами разума. Это название отражает платоновскую концепцию эйдосов, которое относится к мимолетному, временному образу действительности, в отличие от понятия идеи, которая представляет действительность в платоновском смысле [47]. Хотя Бэкон утверждает, что, "построение понятий и аксиом через истинную индукцию есть, несомненно, подлинное средство для того, чтобы подавить и изгнать идолы" [48], он тем не менее считает весьма полезным явно указать идолы и подробно представить их. Ибо, как он объясняет, "учение об идолах представляет собой то же для истолкования природы, что и учение об опровержении софизмов – для общепринятой диалектики" [49]. Иначе говоря, если использовать выражение Жардина, "идолы... имеют такое же отношение к индуктивному методу, какое предостерегающие списки ошибочных аргументов имеют к методу силлогистическому" [50]. Однако, как я уже говорил, я хочу пойти дальше простых "предостерегающих списков" и получить концептуальную схему эксперимента, основанную на типологии источников ошибки. При этом бэконовская теория ошибки, его типология идолов и ее критический анализ послужит философской иллюстрацией выбранного мною подхода.

Бэкон выделяет четыре типа идолов, которые, как он выразился, "осаждают умы людей" [51], – это идолы рода, идолы пещеры, идолы площади и идолы театра.

Идолы рода. Первый тип идолов – идолы рода, т.е. ошибки, свойственные человеческой природе вообще. Наиболее заметными среди этих ошибок являются склонность поддерживать предвзятое мнение, ссылаясь на случаи, его подтверждающие, и отвергая все контрпримеры, склонность делать обобщающие выводы на основании лишь нескольких наблюдений и склонность рассматривать простые абстракции как действительность. Ошибки этого типа могут также возникнуть изза слабости чувств, которая дает простор догадкам [52]. Бэкон предостерегает изучающего натурфилософию против веры в то, что чувства человека суть мера вещей. Он считает, что "ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде" [53]. Для того чтобы получить правильное объяснение природы, человеческий разум должен функционировать, согласно Бэкону, подобно ровному зеркалу.

Идолы пещеры. Второй тип идолов – это идолы пещеры. Эти ошибки связаны со специфическим складом ума и телесным строением каждого индивидуума (пещера – прямая ссылка на образ, использованный Платоном в его «Республике»). Эти ошибки могут иметь либо внутреннее происхождение, будучи обусловленными специфической физиологией индивидуума, либо внешнее, являясь результатом социальных условий, в которые человек помещен образованием, традициями и обществом в целом [54].

Идолы площади. Третий тип идолов составляют идолы площади, т.е. ошибки, связанные с природой языка, являющегося, по словам Бэкона, посредником при объединении людей и их общении [55]. Язык, согласно Бэкону, порождает два ошибочных способа наблюдения мира. Вопервых, есть некоторые слова, которые являются просто "именами несуществующих вещей (ведь подобно тому как бывают вещи, у которых нет имени, потому что их не замечают, так бывают и имена, за которыми нет вещей, ибо они выражают вымысел)». Вовторых, есть "имена существующих вещей, но неясные, плохо определенные" [56]. Бэкон понимает, что язык, будучи непрозрачным по своей природе, может ввести исследователя в заблуждение. Поэтому он предупреждает исследователя об ошибках языка и советует восстановить его прозрачность.

Идолы театра. Наконец, четвертый тип идолов – идолы театра. Это ошибки, которые возникают из полученных "догматов философии, а также из превратных законов доказательств» [57]. Здесь Бэкон говорит главным образом о трех видах ошибки: об ошибке софистической, эмпирической и связанной с суеверием. Первый вид ошибки характерен для Аристотеля, который, согласно Бэкону, "свою натуральную философию совершенно предал своей логике и тем сделал ее сутяжной и почти бесполезной» [58], и она стала простым переносчиком ошибок. Второй вид ошибки – эмпирическая ошибка имеет место при перескакивании от "узких и смутных немногих опытов" к общим заключениям. Здесь Бэкон имеет в виду, в частности, химиков своего времени и Гильберта с его экспериментами с магнитом [59]. Третий вид ошибки, связанный с суеверием, представляет собой извращение философии путем введения поэтических и теологических понятий, примером чего является, согласно Бэкону, пифагорейская система [60].

Завершая обсуждение этих идолов, Бэкон требует, чтобы «все они были отвергнуты и отброшены твердым и торжественным решением» [61]. Он настаивает на очищении и освобождении разума от них, и тогда «вход в царство человека», как считал Бэкон, «основанное на науках, будет почти таким же, как вход в царство небесное» [62]. Следовательно, «очистив и исцелив ум» можно показать «истинный путь истолкования природы» [64]. Эта религиозная коннотация является явной и ее надо подчеркнуть.

Несомненно что, учение Бэкона об идолах является систематизированным и методичным, хотя и несколько запутанно. Бэкон четко определяет идолы как «либо приобретенные, либо врожденные. Приобретенные, – объясняет он, – вселились в умы людей либо из мнений и учений философов, либо из превратных законов доказательств. Врожденные же присущи природе самого разума, который оказывается гораздо более склонным к заблуждениям, чем чувство» [64].

Классы идолов являют собой постепенный переход от врожденных идолов к приобретенным, соответственно от весьма устойчивых к таким, от которых легко отказаться. Эта классификация начинается с общего признака человеческих существ – рода, затем идут особенности индивидуумов, составляющих род, т.е. пещера, далее – взаимодействия, беседы и общение между индивидуумами, т.е. площадь, и наконец – учения, которые индивидуумы постигают, т.е. театр. Бэкон осознает, что врожденные особенности трудно искоренить, так что эти идолы не могут быть устранены. "Остается только одно, – учит он, – указать их, отметить и изобличить эту враждебную уму силу, чтобы не произошло так, что от уничтожения старых сразу пойдут новые побеги заблуждений» [65]. Приобретенные же идолы, напротив, могут и должны быть устранены. Пройдя через это эпистемологическое очищение, исследователь готов, согласно Бэкону, заново искать правильное объяснение природы.

Бэкон разработал типологию, чтобы пролить свет на природу источников ошибки. Схема идолов дает систематическое и методическое представление об элементах, препятствующих познанию, – о взаимодействии источников ошибки, связанных с природой разума вообще, с индивидуумами и их сообществом, с языком и учениями. Эта схема может показаться несколько искусственной и надуманной, но она является существенным компонентом всеобъемлющей концепции Бэкона о появлении нового знания и препятствиях этому. Во многих отношениях схема идолов предвосхитила новые дисциплины, а именно, антропологию, этнологию, психологию, а также лингвистические и культурные, политические и религиозные доктрины [66].


C уважением и надеждой на понимание Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить