Российский химический журнал
№ 6, 1999 г.
© Н.М. Сергеев
ЭТИКА СОАВТОРСТВА И ЭТИКА ЦИТИРОВАНИЯ
Н. М. Сергеев
Николай Михайлович Сергеев - доктор химических наук, профессор,
вед. научн. сотр. лаборатории ЯМР Химического факультета МГУ
"Этика цитирования
В последние годы цитируемая в научных публикациях литература (в основном
благодаря интенсивным практическим работам Гарфилда [11] и теоретическим
разработкам В.В. Налимова [12]) стала очень серьезным инструментом изучения самой
науки и была использована для исследования информационных потоков с целью
определения ранга журнала, карт науки, уровня цитируемости отдельных работ и
отдельных авторов. Поэтому анализ цитируемой литературы стал вызывать большой
интерес.
Регулярная научная работа обязательно основывается на предыдущих результатах, и
статья, как правило, содержит библиографические ссылки в качестве документального
подтверждения этих результатов. В принципе, большая часть утверждений,
приводимых в работе, так или иначе имеет определенную литературную предысторию.
Поэтому почти каждая вторая фраза в обычном тексте могла бы быть подкреплена
соответствующей ссылкой, что, естественно, привело бы к "перегрузке" статьи.
Как показывает практика, на каждые 10-15 строк текста приходится одна ссылка.
Конечно, общего рецепта тому, как часто давать ссылки, не существует. В виду
ограниченного объема статьи авторам приходится проводить определенный отбор
ссылок. Прежде всего стараются давать ссылки на самые важные работы, причем измножества ссылок по одному вопросу выбирают наиболее значимые. В некоторых
случаях ссылаются на статьи из наиболее высокоцити-руемого журнала или хорошо
известного автора, При этом совсем необязательно цитирование первоисточника.
Предпочтительно ссылаться на издания, где данная проблема (вопрос) изложена
наиболее детально (сборник обзоров, монография). Часто авторы дают ссылки на свои
собственные работы, в которых обсуждаемый вопрос уже затрагивался.
Стандартным этическим проступком можно считать умышленное замалчивание работ
того или иного автора. Этот прием используется как метод дискриминации. В качестве
оправдания обычно приводятся такие доводы, что работа, которая могла бы быть
процитирована, представлена не на том языке (например, не на английском) или же она
опубликована в малодоступном или малоцитируемом журнале.
Неизбежная субъективная оценка важности опубликованной информации порождает
проблемы этического характера при выборе подходящей библиографической ссылки
для подготавливаемой к печати очередной работы.
Американцы, например, предпочитают ссылаться на работы, опубликованные в
американских журналах, игнорируя научные издания европейских стран. В самом деле,
мощный экономический и политический потенциал США сейчас в значительной мере
определяет уровень стандартов и стиль научных исследований в мире. Отдельная
европейская страна вряд ли может составить тут конкуренцию.
Определенную роль в поддержке престижа европейской науки сможет сыграть
инициатива Европейского союза, направленная на создание устойчивой альтернативы
американским журналам. В последние годы появились новые журналы, например
European Journal of Chemistry, a некоторые старые журналы, в частности Angewandte
Chemie, преобразовались в новые. Однако успеху этих журналов, призванных
объединить европейских химиков в единое научное сообщество, пока препятствуют
языковые барьеры, а также национальные амбиции.
Надо сказать, что языковые барьеры являются серьезным ограничением в развитии
науки. В этом отношении в последние годы в России произошли большие изменения.
Стали выходить журналы только на английском языке, например Mendeleev
Communications, а многие журналы теперь имеют параллельные английские аналоги.
К числу аномалий в цитировании, вероятно, следует отнести почти полное отсутствие
библиографических ссылок в публикуемой работе, а также чрезмерное увлечение
ссылками на собственные работы, хотя и то, и другое имеет право на существование."
Полностью дается по ссылке
http://xn--h1aeif0a4c.xn--p1ai/files/pdf/for_post_graduated_students/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%20%D0%AD%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%90%20%D0%A1%D0%9E%D0%90%D0%92%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%90%20%D0%98%20%D0%AD%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%90%20%D0%A6%D0%98%D0%A2%D0%98%D0%A0%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%AF.pdf