Дискуссионный Петрофизический Форум - Petrophysics Forum PETROPHYSICS & INTERPRETATIONS FORUM
форум по петрофизике



Ближайшие конференции (условия участия и обзор) в разделе [РАЗНОЕ]

Полезные ссылки размещены внизу

Все посетители приглашаются к участию в обсуждениях (в форме вопросов, предложений, реплик и полемических замечаний)

 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
петрофизик




Зарегистрирован: 11.07.05
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.07 10:43. Заголовок: Бюджетные деньги в минус девятой степени


Бюджетные деньги в минус девятой степени

Кто проконтролирует госкорпорации
Что ни день, то в России все больше госкорпораций последнего поколения. Их отличительная черта - освоение максимума бюджетных денег при минимуме контроля.

Вчера на совещании с мэрами крупных российских городов первый вице-премьер Дмитрий Медведев поддержал законопроект о создании Фонда содействия реформированию ЖКХ.
А сегодня Госдума в третьем чтении примет законопроект, позволяющий передать 200 млрд рублей закрытой и непубличной госнанокорпорации.



Каждому преемнику - по госхолдингу

По своей идеологии Фонд содействия реформированию ЖКХ Дмитрия Медведева и курируемая Сергеем Ивановым Российская корпорация нанотехнологий - близнецы. Жилфонд будет создан в форме госкорпорации - такой же, как Внешэкономбанк и "Роснанотех", у него будет председатель, назначаемый президентом, и наблюдательный совет, состоящий из 17 членов (помимо председателя фонда - представители от правительства, федеральных округов, Госдумы, Совета федерации и Общественной палаты). В "Роснанотехе", создание которого сегодня обсудит Госдума, демократии меньше: среди членов наблюдательного совета нет представителей Общественной палаты и регионов.

Главная же коллизия создаваемых госкорпораций (в частности, "Роснанотеха", банка развития и Фонда содействия реформированию ЖКХ) в том, что де-юре они являются некоммерческими организациями, но де-факто на них не распространяются некоторые пункты закона «О некоммерческих организациях» от 1996 года. В частности, госкорпорации не будут проверяться ни налоговыми, ни правоохранительными органами, ни органами финансового контроля. Кроме того, на них не распространяется закон о несостоятельности (банкротстве). Таким образом, к примеру, "Роснанотех" будет напрямую подчинен президенту и правительству и отчитываться будет только перед ними (в виде ежегодного доклада о проделанной работе). А Фонд содействия реформированию ЖКХ неподконтролен даже правительству - только президенту, который назначает его руководителя. Правда, и коммерческой деятельностью этот фонд не занимается - лишь безвозмездно софинансирует программы муниципалитетов по ремонту жилищного фонда. Что тем не менее не снижает коррупционную опасность в этом фонде.


Голый король

Между тем именно управление и контроль - самое главное в госкорпорациях. И в этом смысле они настоящие монстры. Внешэкономбанк неподнадзорен Центробанку. В Фонд содействия реформированию ЖКХ и "Роснанотех" не могут прийти с проверкой ни налоговики, ни аудиторы Росфиннадзора. И это несмотря на то, что нанокорпорация освобождена от налога на прибыль (при условии, что все доходы будут направляться на собственное развитие). У неприкосновенной корпорации ЖКХ Дмитрия Медведева также огромное количество ограничений по инвестированию. Главное из них - деньги фонда должны равномерно распределяться по всем регионам, причем чем беднее регион, тем больше средств на ремонт он должен получить.

Счетная палата в полном объеме допущена к корпорациям не будет, хотя изучить целевой характер и порядок расходования бюджетных ассигнований по закону имеет право. Однако Счетная палата может проверить лишь порядок расходования средств, а не их целесообразность. Например, нанокорпорация должна будет работать с малоизученной отраслью науки, в связи с этим в экспертном сообществе не исключают появления лженаноизаторов, желающих освоить бюджетные деньги.

Формально корпорации отчитываются перед кабинетом министров, но этот контроль - самый непубличный и непрозрачный из всех, которые только существуют в российском законодательстве. А пункт 6 регламента работы правительства и вовсе говорит о том, что "решения, принятые председателем правительства или заместителем председателя правительства на совещаниях или единолично", являются легитимными и имеют статус решений правительства. То есть и Фрадков, и Иванов, и Медведев могут лично и без лишних разговоров утвердить отчет о трате сотен миллиардов рублей.



Госкорпорации последнего поколения

Корпорация Капитал Подконтрольность Правительственный куратор
Российская венчурная компания 15 млрд рублей

Контролируется в первую очередь частными инвесторами

Герман Греф, министр экономического развития и торговли
==========
Фонд содействия реформированию ЖКХ 240 млрд рублей

Контролируется президентом, в составе наблюдательного совета – представители Общественной палаты и регионов

Дмитрий Медведев, первый вице-премьер
==========

Корпорация развития (Внешэкономбанк) 70 млрд рублей

Контролируется президентом и правительством,
освобождена от других видов контроля
Михаил Фрадков, председатель правительства

==========
Роснанотех 200 млрд рублей Отчитывается перед правительством и президентом, освобождена от всех других видов контроля
Сергей Иванов, первый вице-премьер

==========
Объединенная авиастроительная корпорация Уставный капитал – 96 млрд рублей
Вертикально интегрированная компания, интересы государства как главного акционера контролирует Минпромэнерго и правительство
Сергей Иванов, первый вице-премьер

Объединенная судостроительная корпорация Уставный капитал будет сформирован к 2009 году, предположительно - $10 млрд Не определено
Сергей Иванов, первый вице-премьер
==========

Источник: "Газета"

Вы уверены, что наноденьги не разворуют?

Владимир Гусев / первый зампред комитета Совета федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, действительный член Академии технологических наук:

Мне кажется, что если подходить ко всему с подобным неверием, то жить, наверное, вовсе не стоит. Я верю в нанотехнологии и знаком с ними уже лет 10, потому что бывший президент Академии технологических наук Владимир Николаевич Алфеев тесно с данным вопросом соприкасался. Во-первых, это сейчас одно из наиболее актуальных направлений. Во-вторых, наши президент и премьер имеют огромные аппараты в своем распоряжении, так что все будет зависеть от тех руководителей, которые станут претворять проект в жизнь. Стоит отметить, что в системе управления есть четыре компонента: анализ, планирование, организация и контроль. Но четвертый компонент сведен сейчас к минимуму. Если он будет использован, то в эффективности можно будет не сомневаться. В случае же привлечения парламента, Общественной палаты и так далее все будет еще оптимальнее: не зря в состав Госдумы и Совета федерации входят много известных ученых. Поэтому когда закон придет в нашу палату, мы над ним еще поработаем.


Александр Некипелов / вице-президент РАН:

Я знаю, что на эти цели выделяются средства, сопоставимые с бюджетом Академии наук, но подробности мне неизвестны. Если бы финансирование шло через РАН, за это отвечала бы наша академия, но так как речь идет о крупной государственной программе, то и отвечать за нее должно государство. В целом сам факт возникновения в стране подобных проектов вызывает у научного сообщества лишь положительные эмоции. Но чтобы их не испортить, важно обеспечить целевое использование средств.


Юрий Савельев / зампред комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям (фракция "Народно-патриотический союз "Родина"):

Я проголосовал за данный законопроект со словами о том, что неподконтрольные государству деньги, очевидно, будут направлены на предвыборную кампанию правящей партии. Однако какую-то часть этих средств все же придется отдать на развитие нанотехнологий, то есть важный для страны в целом проект получит хотя бы небольшую поддержку. Если же закон принят не будет, на нанотехнологии не уйдет вообще ни копейки.


Анатолий Долголаптев / президент Союза развития наукоградов:

Любое действие в направлении поддержки наукоемких секторов экономики, безусловно, лучше бездействия. Однако сегодня без участия бизнеса, особенно крупного, ни одну программу построить нельзя. То есть если контроль создаваемой госкорпорации и нужен, то именно с этой стороны. Серьезно заниматься подобными вопросами может, например, сырьевой бизнес - для того, чтобы осуществить технологический прорыв в своей сфере. Расходование же средств в итоге будет зависеть от состава органов управления.
http://gzt.ru/business/2007/07/03/220023.html

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить