Дискуссионный Петрофизический Форум - Petrophysics Forum PETROPHYSICS & INTERPRETATIONS FORUM
форум по петрофизике



Ближайшие конференции (условия участия и обзор) в разделе [РАЗНОЕ]

Полезные ссылки размещены внизу

Все посетители приглашаются к участию в обсуждениях (в форме вопросов, предложений, реплик и полемических замечаний)

 
On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
петрофизик




Зарегистрирован: 11.07.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.07 07:43. Заголовок: ПОЛИТ//Чавес и венесуэльская модель


МАРШ К ТОТАЛИТАРИЗМУ
Победив на президентских выборах 3 декабря 2006 года, Уго Чавес взял курс на форсирование социалистической революции. Неважно, что в его окружении нет ни одного человека, который был бы в состоянии пролить свет на природу этого социализма. Его сподвижники вообще не решаются рассуждать на эту тему, поскольку любое неверное слово может поставить крест на их судьбе. Да и у самого Чавеса, получившего чисто казарменное образование и предпочитающего, чтобы его называли просто «команданте» (полковник, майор, капитан (исп.). – Ред.), нет даже примерного представления о том, куда он ведет нацию. До последнего времени он ограничивался призывами изучать «великое» наследие Северной Кореи и Кубы – двух пережитков системы, которая давно пала вместе с Берлинской стеной.

Новая Конституция, которая начала действовать 1 января 2000-го, зафиксировала серьезное усиление президентской и соответственно ослабление законодательной власти. Глава государства очистил от своих противников Верховный суд, превратив его в послушное орудие своей воли. Те же меры он принял в отношении сотрудников Генеральной прокуратуры и Центрального банка, следствием чего стали растущий произвол и безудержная коррупция. Установив контроль над столичными учреждениями и институтами, вождь взялся за «глубинку». Из 24 губернаторов лишь двое находятся в оппозиции правящему режиму.

Чавес лично утверждает все решения даже тех политических партий и движений, которые поддерживают правящий режим. Их руководители смирились с таким положением вещей и твердят, что, мол, последнее слово принадлежит президенту. В декабре 2006 года в стране была учреждена Единая социалистическая партия, вобравшая в себя многие политические организации, которые в угоду президенту отказались от своих программ, структуры, символики.

«Последнее слово» команданте – неизменный фактор принятия важнейших государственных решений, будь то разработка законов и политической стратегии или приоритеты внешнеполитического курса. Например, он лично руководит деятельностью послов Венесуэлы за рубежом, прежде всего в соседних государствах, в результате чего пятерых глав диппредставительств обвинили во вмешательстве во внутренние дела стран пребывания и предложили покинуть их. Строительство «социализма XXI века» – это тоже единоличный проект Чавеса, который он ни с кем не согласовывал.

Одна из наиболее рьяных сторонниц Чавеса Лина Рон заявила, что президент Венесуэлы является «Вторым освободителем» (после Симона Боливара) и мессией, посланцем Господа на земле. Кто же после этого осмелится оспаривать действия проводника Божьей воли?

Тоталитарный жезл коснулся и гражданского общества. Не жалея нефтедолларов, правительство создало обширную сеть теле- и радиостанций, учредило либо взяло под контроль десятки новых национальных и региональных газет. Что же касается влиятельных независимых или оппозиционных режиму телеканалов, то Чавес мирился с их существованием восемь лет. Теперь его терпение иссякло: двум наиболее популярным оппозиционным телестанциям грозит отзыв лицензий на вещание.

Гайки закручиваются и на правовом поле. Никогда прежде венесуэльская юстиция не являлась столь очевидным инструментом давления. В стране, заявил один из верховных судей, нет политических заключенных, а есть только «политизированные».

Единственное, что омрачает политические горизонты Чавеса, – постоянное расширение «территории несогласных». Оппозиция, получившая на прошедших выборах 40 % голосов, – это действительно серьезная сила. Однако переизбрание Чавеса нанесло его противникам тяжелую психологическую травму, которую те до сих пор не преодолели. Оппозиция пока не в состоянии сплотиться и стать реальной политической альтернативой.

Диссидентский потенциал существует и внутри институтов режима, особенно на местах. Там недовольны неэффективностью административных органов и слишком сильным давлением со стороны центральных властей. Иногда вспыхивают митинги протеста, организованные самими чавистами. Но пока они направлены не против верховного лидера, а против некоторых его сторонников, которые, по мнению приверженцев официального курса, лгут президенту и саботируют его решения.

Именно нарастающее сопротивление внутри социальной базы Чавеса позволяет утверждать, что дальнейшее укрепление тоталитаризма отнюдь не является неизбежным. Команданте придется прилагать все больше усилий для того, чтобы утихомирить и заставить замолчать множество мужчин и женщин, которые хотя и выступают в его поддержку, но идут под самыми разными идеологическими знаменами. Среди чавистов есть уважаемые люди, известные своим ярким прошлым, ветераны политической борьбы: бывший вице-президент Хосе Висенте Рахель, посол Венесуэлы на Кубе, в прошлом сенатор и президент ОПЕК Али Родригес, министр образования Аристобуло Истурис. Не будет ничего удивительного в том, если давление, которому подвергаются партийные активисты в Венесуэле, вызовет к жизни диссидентские движения, способные претендовать на власть.

Нечто подобное происходит внутри перонистского движения в Аргентине. Там нарастает сопротивление слишком авторитарной линии президента Нестора Киршнера со стороны таких сильных политических игроков, как бывшие главы государства Рикардо Дуальде и Карлос Менем. Сейчас они являются политическими миноритариями, но впоследствии могут вновь вернуться на «капитанский мостик».

ТРИ В ОДНОМ
В начале 2007 года президент Чавес объявил о намерении активнее двигаться по пути строительства «социализма XXI века». По его требованию покорный парламент (однопалатная Национальная ассамблея) предоставил президенту расширенные, а по сути, чрезвычайные полномочия.

Самое поразительное, что парламентарии толком не знают, за что именно отдали свой голос. Между тем предоставление чрезвычайных полномочий означает, согласно Конституции, передачу исполнительной власти важных законодательных функций и наделяет главу государства правом руководить страной посредством издаваемых декретов.

Но если раньше венесуэльских президентов облекали чрезвычайными полномочиями лишь на период войны и на незначительный срок, то Чавес получил их в мирное время и сразу на полтора года. Президенту предоставлен беспрецедентный карт-бланш на издание любых законов. Теперь он сосредоточит в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти.

Эта ситуация нанесет сильнейший удар не только по плюралистической демократии. Пострадает и экономика, которая отныне будет иметь коллективистский характер. Венесуэлу ждет ускоренное падение производительности труда и бегство капитала, кризис в частном секторе обострится и превратит страну в моноэкспортера. Как объявил недавно директор пока еще независимого Центрального банка Венесуэлы Хосе Герра, «главное в этой новой модели – то, что она закладывает основу для нового распределения собственности вместо того, чтобы заложить фундамент системы производства».

Уже были приняты такие меры, как ликвидация автономии Центрального банка, установление для частного сектора потолка доходов в 10 %, легализация «коммунальных групп», с тем чтобы «сам народ контролировал» деятельность предприятий, в том числе мелких и средних.

Президент также пообещал провести национализацию телефонных и электрических компаний – единственных частных компаний Венесуэлы, чьи акции котируются на бирже Нью-Йорка. Кроме того, на повестке дня стоит резкое ограничение деятельности крупнейших западных компании BP, Exxon-Mobil, Chevron, Total по разработке месторождений тяжелой и сверхтяжелой нефти в дельте реки Ориноко. Если данные планы будут претворены в жизнь, обрушится не только сфера производства и услуг, но и нефтедобыча – главная отрасль венесуэльской экономики. Это приведет к резкому спаду экономического роста и сокращению доходов страны.

Таким образом, ахиллесова пята Уго Чавеса – это не политическая сфера, не область прав человека, а экономика. Над страной нависла угроза гиперинфляции; хуже того, неизбежен стремительный рост безработицы, и ни нефтедоллары, ни сравнительно доступные банковские кредиты не помогут государству компенсировать его созданием новых рабочих мест. А многомиллиардные суммы, которые режим будет перечислять в идеологических целях Боливии, Никарагуа, Эквадору и другим странам, только усугубят ситуацию.

НЕФТЯНОЕ ЛЕГКОМЫСЛИЕ
Если что-то и делает модель Чавеса уникальной, так это поистине сверхъестественное обилие финансовых ресурсов, порожденное высокими ценами на нефть. Каудильо начал «стричь нефтяные купоны» начиная еще с 1998 года. На протяжении восьми с лишним лет ему удавалось утаивать тяжелейшие проблемы страны, игнорировать глубокие деформации в ее экономике, поощрять коррупцию полным отсутствием контроля за расходованием средств, дарить деньги своим многочисленным зарубежным друзьям – и при этом сохранять сравнительно высокий уровень расходов в общественном секторе Венесуэлы.

Но плоды такой политики Чавеса оказались в конечном итоге далеки от успешных. Венесуэльская нефтяная промышленность переживает заметный упадок, связанный с сокращением добычи энергоносителей. В 1998-м, в первый год президентства Чавеса, государственная компания PDVSA производила до 3,1 млн баррелей нефти в день и планировала увеличить этот показатель до 5 млн баррелей к 2005 году. Сейчас она добывает 1,5 млн баррелей в день, а всего Венесуэла «выдает на-гора» 2,6 млн баррелей. «Разницу» покрывают транснациональные компании, которые связаны с PDVSA различными договорами. Правительство Чавеса, по сути, превратило их в смешанные компании, контрольный пакет акций в которых скоро перейдет к Венесуэле.

Правительственные чиновники ссылаются на решение Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), в которую входит Венесуэла, о сокращении квот на добычу нефти. Но это объяснение для несведущих людей. Квота Венесуэлы в ОПЕК составляет 3,3 млн баррелей, а до этой планки страна при всем своем желании дотянуться не может. Дефицит производства нефти составляет 600–700 тыс. баррелей нефти, говорится в докладе Международного энергетического агентства. Между тем Каракас настаивает на том, что добывает необходимую квоту, то есть попросту лжет своему народу и мировому сообществу. Закрывать глаза на деградацию отрасли, от которой полностью зависит благополучие страны, – значит пилить сук, на котором сидишь.

Что обуславливает такое значительное падение производства на фоне беспрецедентного подъема нефтяного рынка в мире? Назовем главные причины.

Первое: политическое, а не техническое управление компанией PDVSA.

Второе: увольнение 20 тысяч наиболее профессиональных работников за участие в длительной забастовке в 2002 году. (Эту классическую забастовку идеологи режима пытаются представить как «экономический саботаж».)

Третье: базирование рынка на политической, а не на экономической стратегии; многочисленные злоупотребления со стороны посредников, которые используют получаемые ими средства для реализации внутренних и международных планов Чавеса.

Четвертое: бездумная эксплуатация нефтяных скважин и перерабатывающих заводов с целью максимально обеспечить ресурсами политические проекты Чавеса. Такая стратегия приводит к многочисленным взрывам и пожарам на нефтяных платформах. Во многом это связано с недостаточной компетентностью персонала, сменившего уволенных опытных работников. В октябре 2006-го венесуэльскому правительству пришлось приостановить отправку бензина на Кубу, а вскоре временно прекратить его поставки и в США. Последний шаг был воспринят некоторыми международными экспертами как недружественная политическая акция, но на самом деле он объяснялся крайним износом оборудования на заводах по переработке нефти.

Пятое: неуверенность зарубежных инвесторов вследствие постоянного изменения в Венесуэле правил игры. Транснациональным компаниям, действующим в бассейне реки Ориноко, предложено стать смешанными компаниями с доминированием в них государства. 22 компании согласились принять эти не слишком выгодные для них условия, а некоторые отказались.

Шестое: сокращение инвестиций порождает проблемы в области технического обеспечения буровых вышек, ведет к ухудшению трудовой атмосферы на производстве, а также значительно сокращает возможности разведывать новые месторождения и приступить к эксплуатации уже разведанных нефтяных полей.
http://polit.ru/research/2007/08/27/chaves.html

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить