|
Отправлено: 16.08.20 09:13. Заголовок: И С Кон Что такое Сизифов труд и как с ним бороться...
Что такое Сизифов труд... Сизифов труд - всякая потенциально полезная трудовая деятельность, актуальные результаты которой не могут быть реализованы в рамках существующего общества. Вследствие чего затрачиваемые на неё усилия становятся бесплодными, а сама работа - бесконечной. Социальные причины этого могут быть как объективными (технико-экономическая отсталость), так и субъективными (непонимание, идеологическая косность и т.п.). Поскольку никакое общество, за исключением карательной системы, специально рассчитанной на уничтожение личности, не заинтересовано в том, чтобы люди занимались бесполезной, с его точки зрения, работой, Сизифов труд является, по определению, добровольной и свободной деятельностью. Он возникает по личной инициативе субъекта и становится проклятием, только когда тот сознает, что его труд дает желаемые результаты, однако кто-то более могущественный, чем он сам, пускает их под откос. Психологически Сизифова ситуация - результат конфликта между высокой оценкой субъектом результативности и общественной значимости своего труда и низкой оценкой возможностей его реализации. Сизифова ситуация тем драматичнее, чем тривиальнее и самоочевиднее её начальные условия. Доказывать полезность и необходимость таблицы умножения гораздо мучительнее, чем обосновывать новую парадоксальную научную теорию.6. Затяжная Сизифова ситуация выключает личность из продуктивной общественной деятельности, портит её здоровье и характер и ведет к преждевременной гибели. Теоретически Сизифова ситуация может быть разрешена следующими путями: а) общество, в конце концов, принимает предлагаемые ему результаты; б) Сизиф бросает работу; в) Сизиф погибает, надорвавшись; г) конфликт теряет значение в связи с изменением условий. Но поскольку варианты "а" и "г" не зависят от воли Сизифа, практически он должен выбирать между "б" и "в", надеясь на "а". ... И как с ним бороться? 1. Если вам показалось (абсолютную уверенность дает только паранойя, а относительную - общественное признание), что вы создали нечто социально значимое, сделайте все возможное для его реализации, с какими бы материальными и моральными издержками это ни было сопряжено. 2. Если это не удалось, и вы оказались в Сизифовой ситуации, установите достаточно долгий, но жесткий контрольный срок для прекращения работы, независимо от достигнутых практических результатов. 3. По истечении этого срока, уничтожьте вами же созданный камень - опубликуйте рукопись, где только сумеете, подарите её друзьям, сдайте в архив, а если она никого не интересует - в макулатуру (обязательно даром, так как обменивать собственное нереализованное творчество на предмет повышенного массового спроса неэстетично). 4. Какой бы болезненной ни была эта операция, никогда не сожалейте о ней. Вы не вырезаете у себя фунт мяса, а избавляетесь от раковой опухоли. Потомки, если до них вообще дойдет эта история, вас наверняка оправдают, а современники, не оказавшие вам поддержки, права голоса в этом вопросе не имеют. 5. Если ваше здоровье уже подорвано серией Сизифовых ситуаций, постарайтесь впредь избегать социально-значимых тем и, во всяком случае, не доводите работу до стадии возможного внедрения, когда неизбежно возникает конфликт. Смотрите на свой труд как на игру, дающую удовольствие безотносительно к результату. 6. Если вы не можете выполнить советов 2-5, - не огорчайтесь и продолжайте действовать по правилу 1. Вы либо параноик, либо гений, либо "толкач", которому пробивание идеи доставляет больше удовольствия, чем её разработка. В любом случае следуйте законам собственной природы. 7. Не воспринимайте разрешение Сизифовой ситуации в моральных категориях, как подвиг или капитуляцию. В силу её абсурдности, Сизифова ситуация лежит вне сферы морали. В пересчете на бесконечность, любой поступок приносит какие-то плоды и вместе с тем - абсолютно бесплоден. А способность бросить безнадежное дело так же похвальна, как настойчивость в отстаивании своей правоты.
|