Дискуссионный Петрофизический Форум - Petrophysics Forum PETROPHYSICS & INTERPRETATIONS FORUM
форум по петрофизике



Ближайшие конференции (условия участия и обзор) в разделе [РАЗНОЕ]

Полезные ссылки размещены внизу

Все посетители приглашаются к участию в обсуждениях (в форме вопросов, предложений, реплик и полемических замечаний)

 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
петрофизик




Зарегистрирован: 11.07.05
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.07 09:35. Заголовок: В.К.Финн Интеллектуальные системы и общество


В этой книге представлены работы автора, относящиеся к логике и методологии интеллектуальных систем. Согласно Тейяру де Шардену интеллект есть явление сверхжизни, а потому не вызовет удивления явное и неявное влияние интеллектуального уровня общества на его текущую жизнь, а следовательно, и жизнь будущую. Идея П.Сорокина о том, что социальные системы являются причинно-смысловыми, связана с необходимостью развивать как методы обнаружения причинно-следственных зависимостей на основе имеющихся фактов и знаний, так и средства представления и организации понятийного знания (системы понятий), проясняющего как неясные идеи, так и демагогическое манипулирование ими, дезориентирующее общественное мнение.

Построение интеллектуальных систем вызвало к жизни потребность создавать средства описания рационального поведения, доступные объективной критике и корректировке. Аргументированное принятие решений на основе сопоставления доводов и контрдоводов является обязательной "гигиеной социального мышления". Демократия предполагает определенный уровень рациональности, дающий возможность осуществлять целерациональное поведение в смысле Макса Вебера не только в повседневной жизни, но и в критические моменты истории, когда аффективное поведение затуманивает разум. Рационализм, понимаемый как аргументированное принятие решений на основе знания фактов и средств защиты от влияния заманчивых химер, является дисциплиной мысли и неотъемлемым спутником интуиции и знаний.

Человек общественный -- человек рассуждающий, человек ведомый вождями -- человек некритический, принимающий мифы и утопии в качестве догматов, вне которых лежит область его умственной недоступности. Демократия как тип организации общества предполагает развитые механизмы выборов представительной власти, разделение властей (представительной, исполнительной и судебной), гарантии от узурпации власти и насильственных изменений государственного строя и, наконец, средства защиты прав меньшинства (парламентского и электорального). Однако все эти необходимые черты демократии образуют лишь ее идеально-типическую сущность, реальность же функционирования зависит от свободного и аргументированного выбора решений электората, основанного на соревновательном предложении программ общественной жизни различными политическими объединениями при равных условиях общения с электоратом.

Следовательно, аргументация, т е. предложение /доводов за или против тех или иных экономических, политических и нравственных решений и идей, является обязательным условием культуры, в значительной мере определяющей общественный выбор -- результат не только социальной психологии, но и "социальной логики" (т.е. принятия решений на основе аргументов, фактов и исторической памяти). В силу этого интеллектуальная готовность к принятию рациональных решений зависит не только от социальной психологии, но и "социальной логики". Прояснение идей, апелляция к фактам, историческое рассмотрение причин событий, выявление противоречивых политических установок, установление ложности демагогических обещаний и обвинений -- далеко не полный перечень проблем "социальной логики", столь необходимой в периоды становления демократических общественных институтов и традиций: демократический процесс начинается со свободного конкурса аргументов, конкурс же голосов электората является лишь его завершением.

В посттоталитарном обществе сохраняются черты тоталитарного мышления, которое извращает аргументацию, накладывает табу на контрдоводы относительно догматов, противоречащих фактам и здравому смыслу. Интеллектуальные системы интересны как "идеально типические" архитектуры анализа фактов и принятия решений, а их строение -- база фактов и знаний, способы организации знаний (декларативных, процедурных и понятийных) и средства реализации рассуждений являются примером простого рационализма, созданного человеком, а следовательно, они могут быть в более развитом и совершенном виде использованы в общественных целях -- управлении и принятии решений в различных областях жизни, включая политическую и социальную сферы.
http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?cp=&page=Book&id=31330&lang=Ru&blang=ru&list=Found

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить