Дискуссионный Петрофизический Форум - Petrophysics Forum PETROPHYSICS & INTERPRETATIONS FORUM
форум по петрофизике



Ближайшие конференции (условия участия и обзор) в разделе [РАЗНОЕ]

Полезные ссылки размещены внизу

Все посетители приглашаются к участию в обсуждениях (в форме вопросов, предложений, реплик и полемических замечаний)

 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
петрофизик




Зарегистрирован: 11.07.05
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.06 08:26. Заголовок: Трутнев ответил на вопросы журнала "Газпром"


...
– Моя позиция здесь предельно проста. Главное, чтобы Ковыктинское месторождение было введено в эксплуатацию. Для этого нужно состыковать вопросы создания транспортной инфраструктуры и рынков сбыта. А это уже не наша епархия – здесь ключевую роль играют Минпромэнерго, недропользователь и «Газпром» как владелец системы магистральных газопроводов. МПР пока занимается тем, что подталкивает всех участников данного процесса к принятию окончательного решения. Нам не важно, кто будет осваивать Ковыкту, – важно, чтобы месторождение начало давать газ потребителям.
– Но здесь встает вопрос объемов производства. Можно добывать незначительное количество газа, а можно выполнять нормы лицензионного соглашения…
– Лицензионное соглашение едино для всех, и его необходимо соблюдать. В случае нарушений мы будем обязаны отреагировать.
– Давайте поговорим еще об одном очень перспективном регионе – шельфе северных морей. Что нужно сделать для начала его полномасштабной разработки?
– Осваивать шельф гораздо сложнее, чем континентальные нефтегазовые провинции. Советская промышленность не уделяла должного внимания созданию технологий добычи углеводородов морских месторождений. В этом вопросе мы очень сильно отстали от других стран. МПР подготовило программу освоения шельфа и внесло ее в Правительство. В этом документе говорится в том числе и об экономических мерах поощрения работающих на шельфе компаний.

ВЫНОС-2: «У нас нет ни малейших проблем с корректировкой лицензий в том случае, если это совпадает с интересами государства» КОНЕЦ ВЫНОСА-2

– Ранее вы предлагали создать специальную государственную компанию для освоения шельфа. Ваша позиция не изменилась?
– Мы просчитываем в том числе и этот вариант. Обозначить идею создания специализированной государственной компании – это одно, а обосновать выделение необходимых средств – уже совсем другое. Сегодня МПР проводит необходимую работу.
– По вашему мнению, в новой редакции закона «О недрах» должен присутствовать только аукционный способ распределения месторождений, или необходимо сохранить и конкурсные процедуры?
– Я остаюсь искренним сторонником аукционов. Более прозрачной и понятной формы распределения прав на месторождения до сих пор в мире не придумано. Однако противники этой позиции в процессе обсуждения законопроекта убедили меня в том, что могут существовать особые условия, которые требуют отказа от аукциона в пользу конкурса. В качестве примера можно привести тот же шельф. Правильно ли будет просто продать на аукционе крупное шельфовое месторождение? Не факт. Ведь в данном случае речь идет о морской границе Российской Федерации. Между тем страны, накопившие большой опыт в данном вопросе (например, соседняя Норвегия), идут по другому пути. Они объединяют усилия крупнейших мировых корпораций, сохраняя при этом значительный пакет акций в консорциуме за собственной государственной компанией.

Правила и исключения
– Мы разработали поправки в закон «О недрах», где в качестве базовой определена система аукционов. Однако в особых случаях конкурсные процедуры также могут иметь место. Решение о выставлении того или иного месторождения на конкурс должно приниматься на уровне Правительства РФ.
– Очень долго шли разговоры о необходимости отказаться от правила «двух ключей», когда разрешение на освоение ресурсов выдают и федеральные, и региональные власти. Юридически «два ключа» остались. Однако де-факто все функции сконцентрировались в руках МПР. Как вам это удалось?
– Действительно, многие положения, которые еще не получили силу закона, уже реализуются на практике. Например, мы отказались от конкурсов и в последнее время проводим исключительно аукционы. Для государства явно полезнее, чтобы «ключей» и «замков» было меньше. Есть один орган, который отвечает за выдачу лицензий на право пользования недрами, – «Роснедра», и с него можно спрашивать за конечный результат. В этом случае отсутствует и почва для бюрократических уловок, и повод для ссылок на несогласованность действий. Губернаторы подают нам свои предложения, и мы учитываем их в работе.

Недра и капитализация
– Хотя законодательно закрепить сложившуюся практику, конечно же, необходимо. Согласно экспертным оценкам, принятие новой редакции закона «О недрах» повысит капитализацию уже стоящих на балансах компаний запасов на 10-15%. Во многом это произойдет благодаря появлению оборота лицензий. Очевидно, что недропользователи должны иметь право распоряжаться своими месторождениями.

ВЫНОС-3: «Согласно экспертным оценкам, принятие новой редакции закона “О недрах” повысит капитализацию уже стоящих на балансах компаний запасов на 10-15%» КОНЕЦ ВЫНОСА-3

Кроме того, если та или иная структура потратила собственные средства и обнаружила полезные ископаемые, то она должна автоматически получить право на их разработку. Пока же у нас по итогам минувшего года из 80 признанных открытий лицензии смогли оформить только пять компаний, а остальные продолжают собирать необходимые визы и согласования. Понятно, что такая ситуация, мягко говоря, не активизирует геологоразведку.
Еще один важный вопрос – приближение российской классификации запасов к международным стандартам. Лицензионные соглашения должны учитывать экономику извлечения ресурсов. А то ведь можно ставить на баланс и такие запасы, которые никто и никогда не будет извлекать. Мы уже разработали классификацию, основанную на мировых требованиях. Однако в России действует около 13 тысяч лицензий, и, чтобы привести их в соответствие с новыми стандартами, понадобится время. Начать нужно с месторождений, находящихся на государственном балансе. Эту работу мы планируем завершить к 2009 году.
– Какой вам видится роль иностранных компаний в российском топливно-энергетическом комплексе?
– Очевидно, что мы должны работать с иностранными компаниями: они могут принести необходимый капитал и новейшие технологии. Однако это не означает, что крупнейшие месторождения надо передать зарубежным корпорациям. Существующая практика показывает, что иностранные концерны выступают отнюдь не в качестве локомотивов нашего природопользования. Напротив, на тех участках, где они работают, весьма велика доля нарушений лицензионных соглашений.

В интересах России
– Международные компании, как правило, не проявляют никакой заинтересованности во внедрении на нашей территории передовых отечественных технологий: все необходимое просто ввозится из-за рубежа. На мой взгляд, это неправильно. Нужно поощрять развитие производства новейшего оборудования внутри страны. Ведь мировые автогиганты открывают свои предприятия в России. Почему же этого нет в нефтегазовой сфере?
В разработке ресурсов полезных ископаемых российские и зарубежные компании должны сотрудничать. У участников консорциумов будет больше стимулов для обустройства окружающей территории. Поэтому в законопроект «О недрах» внесено понятие «стратегические месторождения», на которые иностранные корпорации могут претендовать только в партнерстве с российскими.
– Спасибо, Юрий Петрович, за откровенный и содержательный разговор.
Беседу вел Сергей Правосудов
http://www.mnr.gov.ru/files/part/4510_gasprom.doc
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить