Дискуссионный Петрофизический Форум - Petrophysics Forum PETROPHYSICS & INTERPRETATIONS FORUM
форум по петрофизике



Ближайшие конференции (условия участия и обзор) в разделе [РАЗНОЕ]

Полезные ссылки размещены внизу

Все посетители приглашаются к участию в обсуждениях (в форме вопросов, предложений, реплик и полемических замечаний)

 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
bne
администратор




Зарегистрирован: 24.05.05
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.10 10:25. Заголовок: Академический туризм: об одной форме вторичного приспособления к институтам интернациональной науки


... в к тому, чтобы производить собственные идеи или навязывать их другим. Развивая идеи профессора Х, ничего не стоит попасть писать диссертацию под его руководство и оттуда осваивать Европу или Америку. Развивая свои идеи, можно со временем надеяться привлечь собственных аспирантов - но это принесет плоды в виде географической мобильности, только когда (и если) эти аспиранты сами станут профессорами по всему миру. В академическом мире всегда находится гораздо больше людей, готовых найти деньги на то, чтобы слушали их, чем на то, чтобы послушать кого-то самим.

Из всего сказанного следует еще одно миросистемное соображение: академический туризм будет более распространенным стилем научной жизни в сравнительно бедных странах. Чем богаче страна, тем больше людей, способных позволить себе путешествовать, и тем меньше значимость передвижений в пространстве как статусного символа; чем богаче страна, тем больше возможностей повидать мир, не прибегая к академическим институтам, в том числе и для тех, кто посвятил себя им. Академический туризм будет процветать там, где он окажется единственной возможной разновидностью туризма. Постсоветская Россия была как раз таким местом, и академический туризм наложил на развитие социальных наук в ней свой отпечаток, который долго еще не сотрется.

Благодарности

Соображения объема не позволяют автору этой статьи поблагодарить всех, кто финансировал его путешествия, составлял в них компанию, преподавал ему премудрости экономичной транспортировки или предоставлял кров и рабочее место. Я ограничусь упоминанием двух людей, без которых эта статья, по разным причинам, никогда не получилась бы такой, какой она получилась: Елены Богдановой (Центр независимых социологических исследований, Санкт-Петербург) и Татьяны Головой (университет Магдебурга). Все недостатки статьи, разумеется, целиком и полностью на совести автора.



[1] Например: Alatas S.F. Academic Dependency and the Global Division of Labour in the Social Sciences // Current Sociology. 2003. № 51(6). Р. 599-613.

[2] См., например, исследование канадского случая: Silva E. Maple Leaf, British Bough, American Branch: Canadian Higher Education in Developmental Perspective // Spitzberg I.J. (Ed.). Universities and the International Distribution of Knowledge. N.Y.: Praeger, 1980.

[3] Это наблюдение заимствовано из выступлений профессора Даниила Александрова (ГУ-ВШЭ).

[4] Goffman E. Asylums: Essays on the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates. N.Y.: Anchor Books: 1963. P. 188-194.

[5] В русском языке, к несчастью, отсутствует адекватный перевод прилагательного accountable, которое использовали в этом контексте Гоффман и Гарфинкель.

[6] Разумеется, граница между первичными и вторичными приспособлениями во многих местах оказывается расплывчатой. Большинство организаций имеют более чем один язык самоописания. Несмотря на то, что личное обогащение ученых никак не связано с идеологией, оправдывающей существование науки как таковой, университет волен временами определять себя как фирму, конкурирующую на рынке образовательных услуг, а своих преподавателей - как наемную рабочую силу, движущуюся по законам экономического спроса и предложения. И все же, несмотря на все эти потенциальные источники неясности, в стенах большинства учреждений существует достаточный консенсус в отношении того, что укладывается в рамки официальной идеологии, а что - нет.

[7] Этот пример может быть использован для того, чтобы указать на различие между вторичными приспособлениями, как они здесь понимаются, и тактиками в понимании де Серто. Тактики используются слабыми для того, чтобы противостоять стратегиям доминирующих агентов, устанавливающих институциональные правила игры. К вторичным приспособлениям, однако, и доминирующие, и доминируемые прибегают в равной мере, причем первые, как правило, куда успешнее, чем вторые. Люди, разрабатывающие официальные правила функционирования современных российских университетов, зачастую извлекают наибольшие выгоды из обхода этих самых правил.

[8] Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2003.

[9] Университет был закончен в 1999 году.

[10] Здесь, как и во всем остальном, мотивы академического туриста определяют не только стиль его работы, но и стиль жизни в целом. На характер его межличностных отношений неизбежно накладывает отпечаток то, что его обычно нет дома и связь с ним можно поддерживать только по электронной почте. Этот отпечаток лежит даже на его внешнем виде, как правило, строго удовлетворяющем всем требованиям универсальной молодежной моды, позволяющей выглядеть своим в любой точке земного шара, оставаясь при этом в рамках весьма ограниченного бюджета.

[11] Горизонт большинства академических туристов из числа социальных ученых ограничен странами, достаточно успешными экономически (и открытыми политически), чтобы поддерживать спонсоров, которые могли бы обеспечить прием. Только антропологи часто забираются дальше, но привлекательна ли для академического туриста карьера полевого этнографа - достаточно спорный вопрос. Этнографические экспедиции длятся долго, а специализация на каком-то регионе, обязательная для исследователя в этой области, существенно ограничивает территорию, которую эти экспедиции могут покрыть. В каком-то смысле, антропологи приобретают второй дом в изучаемой стране - и это совсем не та цель, которую наш рвущийся из своего первого дома турист преследует.

[12] Такова знакомая история возникновения научных школ, рассказываемая в: Mullins N. Theories and Theory Groups in Contemporary American Sociology. N.Y.: Harper and Row, 1977; или, с меньшим числом деталей, но на более широком историческом материале в: Коллинз Р. Социология философий: Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002 (1998).


Михаил Соколов
04 февраля 2010, 01:0

C уважением и надеждой на понимание Спасибо: 0 
Профиль