Бесценная бумага: хорошее резюме покорит любого работодателя
09 июля 2013
Прежде чем приглашать кого-то на собеседование, рекрутер внимательно изучает все доступные данные о соискателе. Самый большой объем информации содержит в себе резюме. Именно из него можно узнать о всех сильных сторонах работника и о его карьерных ожиданиях. Зачастую только резюме стоит между вами и желаемым местом работы. И заветный звонок с предложением трудоустройства раздастся очень быстро, если грамотно себя подать. Мы опросили экспертов по рынку труда, и они поделились несколькими полезными советами, которые помогут вам ускорить поиск работы.
Основные принципы
Казалось бы, что может быть проще? Пишете о том, как достигли вершин успеха на всех занимаемых постах. Напираете на свое трудолюбие, дисциплинированность и (обязательно!) стрессоустойчивость. Скромно умалчиваете о мелких недостатках. Смело откликаетесь на приглянувшуюся вакансию...
А потом идут часы и дни томительного ожидания, но ответа на свой отклик вы так и не получаете. Оказывается, не все способны с первого раза составить грамотное резюме, которое бы вызвало интерес и желание побеседовать. Есть множество подводных камней, о которые разбиваются самые благие намерения соискателей.
По словам руководителя HR-проектов консалтинговой группы «Триумф» Елены Никифоровой, цель резюме состоит в том, чтобы читающий его человек захотел провести личную встречу с кандидатом.
Эксперт называет три принципа, на которых базируется хорошее резюме, - это краткость (оптимальный размер - 1 страница формата А4), конкретность (точное обозначение дат, наименований организаций, результатов в количественных показателях), правдивость (необходимо помнить, что все тайное становится явным, тем более во многих компаниях есть служба безопасности).
«В первую очередь очень важно, чтобы ваше резюме содержало только честную информацию. Помимо этого, чтобы потенциальный работодатель смог быстро разобраться в вашем резюме, его необходимо сделать структурированным, понятным и содержащим информацию в хронологическом порядке», - отмечает региональный директор отделения по подбору персонала Kelly Services Светлана Сохацкая.
«Главная и единственная задача резюме - быть максимально информативным для HR-специалиста. И, конечно же, правдивым в изложении фактов. Также резюме должно быть ориентировано на конкретную вакансию», - уверена ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Ирина Циклаури.
Дьявол в деталях
Ничто не ускользнет от опытного взора работодателя. Составлять резюме стоит очень тщательно, большое внимание уделяя мелочам. Даже форма глаголов, которыми вы описываете свою бурную деятельность, имеет значение.
«При составлении резюме рекомендую избегать глаголов в неопределенной форме, например "составлять", "руководить", "осуществлять" и т. д. У потенциального работодателя может сформироваться впечатление, что соискатель взял должностную инструкцию и скопировал ее часть в резюме и, возможно, никакого отношения к этим обязанностям он не имеет», - советует руководитель HR-проектов консалтинговой группы «Триумф».
Стоит внимательно отнестись и к адресу вашей электронной почты. «Контактная информация должна иметь деловой стиль. Не нужно в качестве e-mail указывать perchinka89@mail.ru, такой адрес лучше оставить для переписки с друзьями», - говорит С. Сохацкая.
С этим соглашается и Елена Никифорова: «Будет странно увидеть в солидном резюме топ-менеджера нелепое название электронной почты, что охарактеризует его не с лучшей стороны».
Немаловажной является и ваша фотография. «Нередко можно увидеть странные сюжеты, неуместные для имиджевой фотографии. Кандидаты (при этом мы говорим про менеджеров управленческого звена) вставляют в резюме групповые снимки, фотографии застолий, а также снимки, в которых фоном выступают самые неожиданные вещи: развешанное на веревке белье, шкаф с посудой, мангал», - продолжает Е. Никифорова.
Произвольная программа
Резюме могут украсить перечисление ваших особых заслуг, а также дополнительная личная информация. Так, Ирина Циклаури полагает, что важно указывать дополнительное образование: курсы, тренинги, мастер-классы и так далее. «Увлечения - на ваше усмотрение, хотя при равных кандидатах именно этот пункт может перевесить, если у вас с потенциальным боссом одно и то же хобби», - говорит представитель Penny Lane Personnel.
Елена Никифорова, в свою очередь, советует включать дополнительные данные в том случае, если вы уверены, что они произведут благоприятное впечатление и тем либо иным образом могут повлиять на дальнейшее трудоустройство.
Светлана Сохацкая рекомендует избегать указания мест работы, которые не имеют отношения к рассматриваемой вакансии, например не нужно сообщать о подработке официантом во время обучения в университете, если вы претендуете на вакансию HR-менеджера. «Не указывайте информацию о ваших физических данных и здоровье, о ваших слабых сторонах. Не нужно писать о причинах, по которым вы ушли с предыдущих мест работы – у вас будет возможность рассказать обо всем на собеседовании», - добавляет специалист.
Когда вы завершите работу, тщательно все перепроверьте. Посмотрите, удалось ли вам структурировать всю информацию. Сконцентрируйтесь на мелочах. Убедитесь, что не допустили обидных промахов (грамматические ошибки, неточности в датах) и сформулировали все правильно.
В заключение руководитель HR-проектов консалтинговой группы «Триумф» Елена Никифорова привела примеры нелепых оборотов, которые использовали соискатели в своих резюме. Вот лишь некоторые из них (не повторяйте чужих ошибок):
«Цель поиска работы: получение удовольствия и оплаты одновременно».
«Устный и письменный перевод между языками».
«Желаемая зарплата: на должности генерального директора – 1,5-2 тыс. долларов; коммерческого директора 1-1,5 тыс. долларов; начальника отдела продаж - от 700 долларов; менеджера по продажам - от 500 долларов; торгового представителя* - от 300 долларов (*Предлагать в крайнем случае!)».
«Обладаю отличной интуицией и, думаю, даром предвидения».
«Менеджер продажного отдела».
«Меня интересует работа в области финансов: фин. директор (можно зам) и главбух (не очень хочется)».
«В разговоре иногда могу пофантазировать, чтобы произвести хорошее впечатление».
«Английский - как все».
«Полусвободный английский».
«Звонить в любое время дня и ночи с 18 до 20 часов».
Марат Селезнев
РБК.Личные Финансы
http://lf.rbc.ru/recommendation/finance/2013/07/09/228207.shtml