— Принято считать, что люди, занимающиеся творчеством, ничего не понимают в бизнесе. И наоборот. Это так?
— Да, обычно говорят, что люди искусства не думают о бизнесе, а бизнесмены не интересуются творчеством. Но тут все сложнее. Ситуация не черно-белая. Часто творческие люди собаку съели в бизнесе. Например, Дэмьен Херст (английский художник, предприниматель, коллекционер произведений искусства. — РБК Pro) — очень богатый человек, хорошо разбирающийся в бизнесе. Просто у нас в голове застрял романтический стереотип голодающего художника, этакого Ван Гога. Какая-то доля правды в этом, конечно, есть, но это далеко не полная картина. С другой стороны, если кто-то занимается бизнесом, это не значит, что у него нет творческих талантов. Слово «креативность» означает не только способность к творчеству, но и изобретательность, умение мыслить по-другому. В этом смысле многие бизнесмены, даже если они и не творческие люди, вполне креативны. Ведь они решают проблемы, изобретают что-то, занимаются инновациями.
— Когда творческий человек нанимается работать куда-то, он ощущает определенную стесненность, поскольку у него появляется руководитель, ему говорят, что он должен делать. Как собственнику компании или менеджеру преодолеть трудности, которые с этим связаны?
— Да, креативный человек будет подозрителен к руководству или даже начнет с ходу сопротивляться. По двум причинам. Первая связана с тем, какие продукты его просят производить. Если я художник, а вы меня наняли на рутинную работу, я буду подозревать, что вы будете заставлять меня создавать произведения, не имеющие другой ценности, кроме коммерческой. Может быть, я даже устраиваться на такую работу не буду. Во-вторых, я могу думать, что вы не понимаете особенности моего рабочего процесса. Я, как творческий человек, порой просто не могу заставить себя работать, у меня может быть кризис. Но потом, когда у меня появляется вдохновение, я могу трудиться по десять часов в сутки, хоть всю ночь напролет. Возможно ли это в вашем офисе или студии? Или вы хотите, чтобы я приходил в девять утра и работал до пяти вечера? Так не получится. Работодатель должен объяснить творческому человеку суть бизнеса и цели, которые стоят перед компанией. А еще — создать атмосферу, в которой творческим людям будет комфортно.
Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/demo/5f5b47929a7947efcc39c6df?from=from_main_15&utm_source=rbc.ru&utm_medium=inhouse_media&utm_campaign=lines&utm_content=5f5b47929a7947efcc39c6df