Дискуссионный Петрофизический Форум - Petrophysics Forum PETROPHYSICS & INTERPRETATIONS FORUM
форум по петрофизике



Ближайшие конференции (условия участия и обзор) в разделе [РАЗНОЕ]

Полезные ссылки размещены внизу

Все посетители приглашаются к участию в обсуждениях (в форме вопросов, предложений, реплик и полемических замечаний)

 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
петрофизик




Зарегистрирован: 11.07.05
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.07 07:06. Заголовок: Тенденции развития электронных ресурсов и их влияние на читателей и библиотеки


Тенденции развития электронных ресурсов и их влияние на читателей и библиотеки. Зарубежный опыт
Кирилл Фесенко
Директор Отдела электронных изданий, компания Ист Вью
........

IV. Вопросы без ответов и необходимость дальнейших исследований
Рассматривая указанные выше изменения и тенденции в целом, можно отметить, что они создают принципиально новые условия для образования и научной работы, самой сути существования и предназначения библиотек. Признавая ряд преимуществ электронных форм представления перед бумажными, их привлекательность и удобство использования читателями, западные библиотекари, находящиеся на переднем фронте этих событий, поднимают, тем не менее, ряд серьезных вопросов, легких ответов на которые сегодня еще не найдено. Среди них можно выделить, в частности, следующие:

Проблема сохранения (preservation) электронных ресурсов для потомков. Как хорошо известно, сохранение информации в электронном виде представляется технически более сложной и дорогостоящей задачей по сравнению с сохранением документов на бумаге и микрофильмах. Обеспокоенность этой ситуацией возрастает по мере увеличения доли электронных ресурсов в коллекциях библиотек и количества лицензионных баз данных. Последние, кроме того, обычно размещаются на серверах издателей и коммерческих организаций, а не на библиотечных полках и в специальных хранилищах. Практика показывает, что коммерческие организации, как правило, менее долговечны по сравнению с продолжительностью жизни библиотек.

Негативное воздействие электронных форматов на школьников и студентов. Исследователи отмечают ряд изменений, которые негативно сказываются на образовании молодого “электронного” поколения студентов и их умении работать с источниками информации. Современные студенты, обращаясь в информационно-справочные службы библиотек, часто просят помочь найти не просто информацию, а информацию именно в электронном виде. Брайан Квин (Brian Quinn) отмечает в связи с этим, что определение формата, который в наилучшей степени передает необходимую информацию, было в свое время профессиональной прерогативой библиотекарей. “Теперь, однако,—отмечает Квин,—многие студенты считают, что намного быстрее и проще использовать компьютер, чем работать с бумажными источниками, и настаивают на том, что им нужна информация в удобном виде. Качество информации в этом случае отодвигается на второй план… Многие новые студенты теперь просят, чтобы библиотекарь нашел им нужную информацию, а не показал, как ее можно найти самостоятельно” [23]. Эрик Ормсби (Eric Ormsby) добавляет к этому, что если студент “не может мгновенно найти книгу по названию или автора в базе данных или электронном каталоге библиотеки, он предполагает, что этой книги или автора не существует (и переубедить его в этом бывает довольно сложно). Прошли те дни, когда нужно было тратить часы на кропотливый и иногда безрезультатный просмотр библиографий и библиографий библиографий в поисках одной крупицы знаний” [24].

В этой связи педагоги также отмечают, что молодое поколение, переключающееся с чтения книг на бумаге на преимущественное использование ресурсов Интернет, теряет словарный запас и испытывает некоторые сложности с ясным формулированием мыслей по сравнению с их сверстниками десять-пятнадцать лет назад. Эрик Ормсби, например, свидетельствует, что качество исследовательских работ студентов высших учебных заведений становится все более и более низким в течение последних двадцати лет [25]. Давид Ротенберг (David Rothenberg) также отмечает “тревожащий упадок как в умении студентов излагать свои мысли в письменном виде, так и в способности высказывать оригинальные идеи в курсовых работах ” [26].

Анализ цитирования в курсовых работах студентов начальных курсов ВУЗов также указывает на тот факт, что количество книг в их ссылках снижается начиная с 1996 года. Вместе с тем другое исследование показало, что использование студентами бумажных источников увеличивается во время подготовки к экзаменам на втором или третьем курсах ВУЗа [27]. Этот интересный эффект, демонстрирующий, что студенты стремятся в большей степени полагаться на бумажные источники, когда им нужно показать работу более высокого качества, подтверждается также результатами других исследований. Например, более 80% студентов начальных курсов Университета Калифорнии (University of California--Los Angeles) используют Интернет для исследований или при подготовке к занятиям. С другой стороны, исследование среди студентов старших курсов гуманитарных факультетов Гарварда (Harvard University) показало, что 75% используемой ими литературы в курсовых работах являются печатными (бумажными) материалами. Эти студенты дали печатным источникам более высокую оценку по сравнению с электронными в четырех из пяти категорий, которые “являются важными для качества образования и исследований: (1) содержание в источнике необходимой информации; (2) полезность найденной информации; (3) ее надежность и (4) доступность помощи по использованию данного источника”. Ресурсы в сети Интернет получили более высокую оценку только в категории “легкости использования”. Доналд Вотерс (Donald Waters) отмечает в этой связи, что “высшее учебное заведение производит огромный отрезвляющий эффект на студентов, открывая им реальную цену современных информационных ресурсов Интернета” [28].

Говоря о популярности легких в использовании электронных ресурсов, Томас Мэн, библиотекарь Библиотеки Конгресса США (Thomas Mann, Library of Congress), обращает внимание на эффект под названием “Правило наименьшего усилия” (the Principle of Least Effort): “большинство исследователей (даже “серьезные” ученые) проявят склонность к использованию легко доступного источника, даже если этот источник относительно низкого качества и далее, скорее всего, останутся удовлетворены тем, что им было легко найти по сравнению с использованием источников более высокого качества, работа с которыми требует от них больше усилий... следуя общему правилу, люди предпочитают кажущуюся легкость доступа качеству содержания, когда они выбирают себе источник или канал информации” [29].

Томас Мэн также указывает на проблему низкого разрешения компьютерных экранов, которое делает невозможным продолжительное чтение объемных текстов (книг) с экрана, способствует снижению способности молодого поколения концентрироваться при чтении и развитию фрагментарности мышления [30].

Потенциальная угроза исчезновения библиотек как общественных институтов. Как уже говорилось выше, западные студенты и ученые, в возрастающей степени полагаясь на электронные ресурсы, уделяют меньше внимания традиционным коллекциям и реже посещают “кирпичные библиотеки”. В профессиональной литературе время от времени появляются пророчества о скором конце библиотек, книжных коллекций и подвергается сомнению необходимость профессии библиотекаря как таковой в будущем. Придерживающиеся такого взгляда утверждают, что бумажные носители информации стремительно устаревают и все необходимые информационные ресурсы скоро будут доступны в электронном виде, а доступ к ним будет возможен из любого помещения с компьютером, подключенным к Интернету. Соответственно делается вывод о том, что необходимость в бумажных книжных коллекциях и физических библиотеках отпадает. А те немногие библиотеки, которым удастся выжить, при этом сценарии будут скорее служить в качестве “музеев книг”. И, хотя подавляющее большинство специалистов относится скептически к реальности такой перспективы (по крайней мере, в обозримом будущем), такие тенденции, как снижение посещаемости библиотек и растущая дискриминация бумажных носителей, содержащих качественную информацию, в пользу электронных только в силу легкости их использования, беспокоит библиотекарей и педагогов
http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2006/part3/Fesenko


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
(-) сообщения внутри нет
(+) новый ответ
(!) объявление администратора
(x) закрытая тема
Все даты в формате GMT  -3 час. Хитов сегодня: 41
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




(STYLE) .font1 {COLOR: #000000; FONT-FAMILY: Verdana, Arial, Helvetica, sans-serif; FONT-SIZE: 14px} .font2 {COLOR: #000000; FONT-FAMILY: Verdana, Arial, Helvetica, sans-serif; FONT-SIZE: 12px} .font3 {COLOR: #000000; FONT-FAMILY: Verdana, Arial, Helvetica, sans-serif; FONT-SIZE: 14px;} .font4 {COLOR: #FFA450; FONT-FAMILY: Verdana, Arial, Helvetica, sans-serif; FONT-SIZE: 14px; font-weight: 700;} .font5 {COLOR: #ffa450; FONT-FAMILY: Verdana, Arial, Helvetica, sans-serif; FONT-SIZE: 14px
Мои сайты
[Хрестоматия по петрофизике и интерпретации][Петрофизика и интерпретация][Группа ПАНГЕИ] [Cайт памяти Вендельштейна] [Коммуникация и семиотика]

Некоторые профессиональные ссылки (включаю по обмену ссылками)
[Мнемоники собранные в SPWLA] [Общество каротажников - SPWLA] [ЦГЭ (на сайте много публикаций)] [ПАНГЕЯ (на сайте есть публикации)] [Геологический словарь (МГУ)] [Schlumberger] [LandMark] [GeoGraphix] [StatMin (Fugro-Jason)] [PGS Abstracts] [ФОРУМ студентов РГУНГ] [Тектоника плит, вулканизм, самоорганизация] [Адрес осчастливателя нейронными сетями (всех оптом)] [Geofyzika Torun (Poland)]

Полезности и ПОИСК
[Cловари, Переводчики, Почтовый декодер, Отправка SMS, сложный поиск] [Поиск на сайте Хрестоматии по петрофизике ] [Поиск по геолог. ресурсам (МГУ)] [Яндекс][GOOGLE] [Geodictionary (регистрация свободна)] [Поиск по большим русскоязычным библиотекам]

Форумы на которые люблю заходить
[Либеральный Клуб] [Дискуссии со знакомыми о политике] [Я СВОБОДЕН!] [Форум RESEACHER] [Хороший русскоязычный Форум в Казахстане]

Новостные и журнальные сайты на которые люблю заходить
[ГРАНИ] [CВОБОДА] [ИНОПРЕССА] [Новое Время] [ПОЛИТ.ру] [RTV International] [ИНТЕЛЛИГЕНТ] [Московские Новости] [Cтоличные новости] [Новая Газета] [Имеешь право] [Еженедельный Журнал] [Эхо Москвы] [computerra] [Tema дня] [Политический журнал] [Куратор] [ВладимирВладимирович]

Сайты политических партий, движений и организаций на которые заглядываю
[Партия Свободы] [Cвободная Россия (Хакамада)] [СПС] [ЯБЛОКО] [РАДИКАЛЫ] [Дем. союз] [ОБОРОНА] [ДА] [Либеральная миссия] [Институт прав человека] [Московский общественный научный фонд] [Мемориал] [Журнал "Индекс/Досье на цензуру" ] [Центр по проблемам коррупции] [Фонд Аденауэра] [Либеральный Сахалин] [Похмелкин] [Институт развития свободы информации]

Сетевые библиотеки
[Либертариум] [Библиотека Мошкова] [Аудиториум] [Открытая русская электронная библиотека (Орел)] [Библиотека Якова Кротова] [Vivos Voco] [Архив В.Буковского] [Портал по синергетике] [Проблемы эконофизики и эволюционной экономики ] [Форум социнтегрум] [Социальная история отечественной науки] [Элементы: Популярный сайт о фундаментальной науке] [Известия НАУКА]

Частные сайты - cофт
[КП НЕМО] [NNM] [КАДЕТ]

Частные сайты и тексты которые смотрю
[Сайт деятельных скептиков] [DoctoR] [RR-полит] [Соционавтика] [Универсумс] [РЖ Андрей Левкин ] [Синергетика - сайт Курдюмова] [Российская наука в Интернет] [Наука в ПОЛИТ.ру]

Cправочная информация общего характера
[Москва Желтые страницы путешественника] [Москва Большая телефонная книга] [Конвертация единиц измерения] [Законодательство в HTML] [Cловари на сайте РГГУ]